Авторлық материал жариялағаныңыз
туралы сертификатты тегін алу үшін
+
Материал жариялау
БАҚ (СМИ) жариялаған соң номер беріліп қорғалады
Сертификатты (құжатты) тексеру

Доклад "Практическое применение системы критериального оценивания на уроках физики"
Материал жайлы қысқаша түсінік: В данной работе раскрывается важность перехода на обновленное содержание образования. Указываются особенности в обучении и оценивании предмета физика. Приводятся примеры из практического применения системы критериального оценивания на уроках физики.
Материалды ашып қарау
Практическое применение системы критериального оценивания на уроках физики

Қалымбетова К. Ә.

КГУ «Школа-гимназия № 252 имени Г.Н.Ковтунова» поселка Шиелі Кызылординской области

В данной работе раскрывается важность перехода на обновленное содержание образования. Указываются особенности в обучении и оценивании предмета физика. Приводятся примеры из практического применения системы критериального оценивания на уроках физики.

Нас оценивают либо слишком высоко, либо недостаточно высоко; нас никогда не принимают по нашей реальной ценности.М. Эбнер-Эшенбах

В Послании народу Казахстана Президент Республики Н.А.Назарбаев поставил перед системой образования задачу предоставления качественных услуг образования на уровне мировых стандартов, повышение конкурентоспособности образования, чтобы она стала действенным ресурсом социально – экономического развития страны и приносила максимальную пользу государству и обществу в целом. Символами нового взгляда на образование становятся компетентность, эрудиция, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знания и потребность их совершенствования, высокая культура личности. Именно эти качества призвана воспитать в своих питомцах школа. [1] Физика как учебный предмет обладает уникальным потенциалом, который определяется, главным образом, спецификой метода мышления, являющегося мощным исследовательским методом, включающим в себя все способы научного познания – индукцию, обобщение, сравнение, аналогию и т. п. Для измерения достижений и диагностики проблем обучения, позволяющее определять качество образования, его соответствие мировому стандарту, принимать кардинальные решения по стратегии и тактикам обучения в случае его несоответствия современным задачам в области образования, совершенствования как содержания образования, так и формы оценивания ожидаемых результатов образования предлагается применение критериального оценивания успешности учащихся. Что же такое “критериальное оценивание”? Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности. [2] При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата. При критериальном оценивании:
  • ученик становится настоящим субъектом своего обучения
  • снижается школьная тревожность ученика
  • учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора[3]
  • Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей. Для применения критериальной системы оценивания, учителям необходимо использовать следующие понятия: «критерии», «дескрипторы», «рубрикаторы». Рубрикаторы показывают, зачем ребенок учится, критерии показывают, чему он должен научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать. Пользуясь критериями и дескрипторами к ним, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться этого результата. Он может самостоятельно оценить свою работу, своевременно доработать ее. Применение критериального оценивания делает этот процесс прозрачным и понятным для всех субъектов обучения, он также предполагает сравнение результатов работы ребенка с эталоном и исключает сравнение детей между собой. Все это в совокупности с другими особенностями деятельностных технологий обучения значительно снижают школьную тревожность. Критериальное оценивание удобно и для учителя. Оно позволяет оценить педагогическую эффективность применяемой технологии обучения. Видя по каким критериям большинство учащихся получает максимальные или минимальные баллы, учитель может оценить эффективность применяемой педагогической технологии, и, соответственно, увидеть, чего ему удалось достичь в обучении детей, и над чем еще предстоит работать. [4] В зависимости от изучаемого раздела или темы шкала критериального оценивания будет выглядеть по разному. Предлагаю вашему вниманию примеры практического применения системы критериального оценивания используемые в моей практике: 1.Критерии оценивания по физике:
    КритерийОписание критерияБаллы
    А Знание и пониманиеЗнать (вспомнить) из текста учебника имеющиеся там формулы, физические величины, входящие в эти формулы;

    ВПрименениеПрименять полученные знания в стандартных ситуацияхУметь выразить из одних физических величин другие.

    СИсследование(Анализ и синтез)Исследовать задачу, моделировать её, применяя физические методы;Находить закономерности в задачах и физических вопросах;Способен выбрать необходимые формулы и методы описания задачи или другого вида работы.Способен применять полученные знания в изменённых и нестандартных ситуациях;Способен применять теоретические знания для решения практических задач.

    ДКоммуникация

    Способен передавать информацию, используя соответствующую научную терминологию и условные обозначения;Способен ответственно относиться к процессу обучения.

    Итого



    2 Контрольная работа «Количество теплоты», 8 класс1 вариант
  • При полном сгорании топлива массой 3 кг выделилось 11400 кДж энергии.
  • Вычислите удельную теплоту сгорания топлива.
  • Определить массу льда, который можно расплавить за счёт сжигания
  • 2 кг древесного угля. Начальная температура льда 00 С.
  • Сколько требуется тепла, чтобы 2 кг льда, взятого при температуре 00С
  • превратить в пар. Начертить график.
  • Льдинка массой 2 г летит со скоростью 30 м/с и ударяется в стену. Какая часть
  • льда расплавится, если его начальная температура 00С2 вариант
  • Сколько свинца можно расплавить за счёт 5 кДж тепла?
  • Сколько надо сжечь древесного угля, чтобы за счёт него можно было нагреть и
  • испарить 2 кг воды. Начальная температура воды 200С.
  • Сколько требуется тепла, чтобы 3 кг льда, взятого при температуре -100С
  • нагреть до температуры кипения. Начертить график.
  • Льдинка массой 2 г летит со скоростью 40 м/с и ударяется в стену. Какая часть
  • льда расплавится, если его начальная температура 00СКритериальная шкала оценивания учащегося
    КритерииУр досДескрипторы
    А(max 3)0Не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже


    1Знает формулы для расчёта количества теплоты


    2Знает формулы для расчёта механической энергии


    3Знает теоретический материал данного блока, который позволяет построить график переходных процессов
    В (max 5)0Не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже


    1Умею записывать формулу количества теплоты при нагревании вещества.


    2Умею записать формулу количества теплоты при плавлении вещества.


    3Умею записать формулу количества теплоты при парообразовании вещества.


    4Умею записать формулу механической энергии


    5Умею выразить из исходной формулы другую физическую величину
    С (max 7)0Не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже


    1Способен выбрать необходимую формулу для решения задачи


    2Способен решить задачу в общем виде


    3Способен сделать в задачах математические преобразования


    4Способен смоделировать решение задачи


    5Способен, применив несколько формул в задаче, выразить необходимую величину.


    6Способен работать с единицами измерения в ходе решения задачи.


    7Способен представить процессы переходов с помощью графиков
    Д(max 3)0Не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже


    1Способен верно записать условие задачи (используя физическую символику)


    2Способен анализировать условие задачи


    3Способен передавать информацию, используя соответствующую, данной теме: «Количество теплоты», терминологию.


    Критериальная инструкция оценивания учащегося
    КритерииУр достиж Рубрикатор
    А(max 4)0Я не знаю формулы количества теплоты при нагревании вещества, плавлении, парообразовании, сгорании топлива, а также формулу механической энергии.


    1 баллЯ знаю формулу механической энергии, но не знаю формул количества теплоты нагревании вещества, плавления, парообразования, сгорания топлива.


    2 баллаЯ знаю большинство формул, необходимых для решения задач, но допускаю незначительные неточности в них.


    3 баллаЯ знаю формулу механической энергии и также знаю формулы количества теплоты при нагревании вещества, плавлении, парообразовании, сгорании топлива.


    4 баллаЯ знаю формулы количества теплоты при нагревании вещества, плавлении, парообразовании, сгорании топлива, кинетической энергии и также знаю теорию данного блока, необходимую для построения графика переходных процессов.
    В(max 5)0Я записал(а) большинство формул, необходимых для решения задач неверно и также неверно решил(а) задачу на определение части поглощённой энергии.


    1 баллЯ записал(а) формулы, необходимые для решения задач частично правильно, сделав часть математических расчётов и полностью неверно решил(а) задачу на определение части поглощённой энергии


    2 баллаЯ записал(а) формулы, необходимые для решения задач правильно, но допустил(а) ошибки в расчётах и полностью неправильно решил(а) задачу на определение части поглощённой энергии


    3 баллаЯ записала(а) формулы, необходимые для решения задач правильно, сделал(а) верно необходимые расчеты, но полностью неправильно решил(а) задачу на определение части поглощённой энергии


    4 баллаЯ записал(а) формулы, необходимые для решения задач правильно, и решил(а) задачу на определение части поглощённой энергии, но допустила неточности при решении.


    5 балловЯ записал(а) формулы, необходимые для решения задач правильно, и решил(а) задачу на определение части поглощённой энергии, при этом математические расчёты все сделал(а) верно.
    С(max 10)

    0Я полностью неверно выбрал все формулы для решения задач


    1 баллЯ выбрал верно менее половины формул, необходимых для решения задач, задачи решал не в общем виде и плохо работал с единицами измерения физических величин.


    2 баллаЯ выбрал верно половину формул, необходимых для решения задач, задачи решал не в общем виде и плохо работал с единицами измерения физических величин.


    3 баллаЯ выбрал верно половину формул, необходимых для решения задач, задачи решал в общем виде и плохо работал с единицами измерения физических величин.


    4 баллаЯ выбрал верно половину формул, необходимых для решения задач, задачи решал в общем виде и всё верно сделал с единицами измерения физических величин.


    5 балловЯ выбрал верно большую половину формул, необходимых для решения задач, но задачи решал не в общем виде и плохо работал с единицами измерения физических величин.


    6 балловЯ выбрал верно большую половину формул, необходимых для решения задач, задачи решал в общем виде, но плохо работал с единицами измерения физических величин.


    7 балловЯ выбрал верно большую половину формул, необходимых для решения задач, задачи решал в общем виде и всё верно сделал с единицами измерения физических величин.


    8 балловЯ выбрал верно все формулы, необходимые для решения задач, но задачи решал не в общем виде и плохо работал с единицами измерения физических величин.


    9 балловЯ выбрал верно все формулы, необходимые для решения задач, задачи решал в общем виде, но плохо работал с единицами измерения физических величин.


    10 балловЯ выбрал верно все формулы, необходимые для решения задач, задачи решал в общем виде и всё верно сделал с единицами измерения физических величин.
    Д(max 5)0Я не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже.


    1 баллЯ неверно записал условия задач и не проанализировал их.


    2 баллаЯ верно записал условия большинства задач, использую физическую терминологию, но не проанализировал их.


    3 баллаЯ верно записал условия большинства задач и проанализировал их


    4 баллаЯ верно записал условие всех задач, но не сумел их проанализировать


    5 балловЯ верно записал условие всех задач, использую физическую терминологию и проанализировал их.


    Шкала перевода баллов в оценку
    ОценкаБаллы
    20-12
    313-16
    417-20
    521-24
    В XXI веке новые ориентиры модернизации школьного образования в значительной степени изменили роль оценочной деятельности учащихся.[3] Становление обновленной образовательной парадигмы, появление новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе способствуют поиску единой критериальной технологии оценивания учебных достижений учащихся, обладающей системным, междисциплинарным характером, влияющей на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся. ЛИТЕРАТУРА1. Критериальное оценивание учебных достижений школьников [электронный ресурс] http://u.jimdo.com/www36/o/s125aac67bb830431/dawnload/m779791a9745e4522/1413812956/Критериал.doc2. Е.Н.Титова. Применение критериального оценивания на уроках математики для формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. [электронный ресурс]http://infourok.ru/primenenie_kriterialnogo_ocenivaniya_na_urokah_matematiki_dlya_formirovaniya-476060.htm2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения https://docs.google.com/document/d/1ZKkc5Qmmfx25-YxAmbfBqWb4bGFDRcgAS72_Km68Xqs/edit?pli=1#!3.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118. http://adilet.zan.kz/rus/docs/U10000011184. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.–80с
    Материалды жүктеу (Скачать)
    Авторы:
    Қалымбетова Күлжан Әбдіқадырқызы
    Жарияланған уақыты:
    2019-06-11
    Категория:
    Физика
    Бағыты:
    Мақала
    Сыныбы:
    Барлығы
    Тіркеу нөмері:
    № C-1560247249
    333
    444
    555
    666
    7
    888
    999