Авторлық материал жариялағаныңыз
туралы сертификатты тегін алу үшін
+
Материал жариялау
БАҚ (СМИ) жариялаған соң номер беріліп қорғалады
Сертификатты (құжатты) тексеру

111
"Любовная лирика Ф.И. Тютчева"
Материал жайлы қысқаша түсінік: Қысқа мерзімді сабақ жоспары 10-сыныпқа литература пәнніен жасалған. Сабақ жоспары жаңартылған білім беру мазмұны бойынша құрылған.
Материалды ашып қарау
Начало формы  Урок литературы в 10-м классе по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"Ескалиева Венера Кабиевна, учитель русского языка и литературы СШГ№21 Республика Казахстан, г.Актобе Цели урока: познакомить с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения, создать благоприятные условия для восприятия поэзии.Эпиграф к уроку:Жизни блаженствоВ одной лишь любви…Ф.И.Тютчев.Ход урока.Вступительное слово учителя:Тема сегодняшнего урока – любовная лирика Федора Ивановича Тютчева.Наш урок – это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь – это источник поэзии. Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо – крик души: “ Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод. Но не весело мне принадлежать и к новому племени. Почему ? Да потому что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет – не отворите его , явись хоть второй Пушкин”.Как вы думаете, когда написано письмо?(Ответы детей)Учитель: Да, очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал “Современник” 150 лет назад, верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека – “ отворять душу” для лучших человеческих качеств, побуждений.Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, будоражит творческое воображение…“Жизнь сердца” у Ф.И.Тютчева , по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной. В письме к дочери Дарье он признавался, что “несет в своей крови это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие, эту жажду любви…”“Жизни блаженство в одной лишь любви” - эта строка из стихотворения Тютчева вполне могла бы стать эпиграфом ко всей любовной лирике поэта.Звучит романс “Я встретил Вас…”Ученик: Эти прекрасные строки о любви посвящены Амалии Максимилиановне Крюндер. Тютчев познакомился с ней в 1823 году. Ему было 20 лет, а Амалии – 15. Тютчев был просто очарован Амалией и хотел на ней жениться. Но простой русский дворянин показался невыгодной партией родителям Амалии. Они предпочли ему барона Крюндера. Выданная по настоянию родителей замуж, Амалия навсегда сохранила к Тютчеву теплые, дружеские чувства.В 1870 году Федор Иванович лечился в Карсбаде. Амалия Максимилиановна тоже приехала лечиться с мужем на воды. Прогулки с пожилой, но все еще сохранившей привлекательность графиней, вдохновили поэта на одно из самых прекрасных стихотворений. 26 июля, возвратясь с прогулки, он на одном дыхании написал свое стихотворное признание:Я встретил Вас и все былоеВ отжившем сердце ожило…Ученик: После окончания университета Федор Иванович Тютчев был направлен на государственную службу в качестве атташе коллегии иностранных дел в Европу. Начался долгий, двадцатидвухлетний период пребывания его за границей.Первая жена Тютчева, Элеонора Ботмер, принадлежала к старинному аристократическому роду Баварии. “Я могу сказать, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в ее жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь, ни мгновения, умереть за меня” - писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям жены.В 1837 году Элеонора Тютчева с тремя малолетними детьми отправилась из России к мужу, в Италию. Корабль, на котором находилась семья Тютчева, загорелся в море. При пожаре на пароходе Элеонара вела себя мужественно и чудом спаслась вместе с тремя дочерьми. Однако нервное потрясение, переутомление, простуда сломили и без того ее хрупкое здоровье, она умерла спустя 4 месяца после кораблекрушения.Учитель: О силе чувств к первой жене свидетельствует то, что через 10 лет после смерти Тютчев посвящал ей стихи, полные нежности и грусти.Подготовленный ученик читает стихотворение “Еще томлюсь тоской желаний”Ученик: После смерти Элеоноры в 1838 году Тютчев женится вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Эрнестина Дернберг, с ней поэт познакомился еще в 1833 году во время карнавала в Мюнхене. Вступив во второй брак, Тютчев обрел любящую жену, заботливую мачеху для своих дочек.Учитель: Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и в полном смысле стать его ангелом – хранителем. Чувством к Эрнестине вызваны строки еще одного творческого шедевра – “Люблю глаза твои, мой друг…”Подготовленный ученик читает стихотворение “Люблю глаза твои, мой друг…”Учитель: Возраст Ф.И.Тютчева приближался к полувековой отметке, когда он, почти лишившись надежды на духовное обновление писал : “Я отжил свой век и … у меня нет ничего в настоящем…” Но случилось так, что в сердце его вновь пришла весна.Чтение учителем стихотворения “Последняя любовь”Учитель: Стихотворение проникнуто желанием остановить “чудное мгновение”. Это заклинание, обращение к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви. Последняя любовь. Какой она была в жизни поэта?Ученик: С Еленой Александровной Денисьевой Федор Иванович встретился в Смольном институте, где учились его дочери. Елене Александровне Денисьевой было 24 года. Это не была любовь с первого взгляда, но она мощно нарастала и крепла до степени, которую родственник Елены Александровны Георгиевский характеризует как “такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила все его существо, и он остался навсегда ее пленником”.Природа одарила Елену Александровну большим умом и остроумием, большой впечатлительностью и живостью. Она была блестящей молодой особой, которая при своей большой приветливости и любезности, при своей счастливой наружности всегда собирала около себя множество блестящих поклонников.Учитель : Стихотворение “Последняя любовь” - одно из ярчайших произведений, составляющих “ денисьевский цикл”. Именно “денисьевскому циклу” и посвящен наш урок. Стихи, вошедшие в “ денисьевский цикл” в основе своей автобиографичны и представляют собой лирическую повесть о любви.Анализ стихотворений “денисьевского цикла”Подготовленный ученик читает стихотворение “Не говори: меня он, как и прежде любит” (1851 г.)Вопросы для анализа стихотворения:
  • На что вы обратили внимание в стихотворении?
  • Каким предстает мужчина в этом стихотворении?
  • Подготовленный ученик читает стихотворение “О, не тревожь меня укорой справедливой!” (1852 г.)Вопросы для анализа стихотворения:
  • Что в облике возлюбленной вызывает восхищение поэта?
  • В чем лирический герой упрекает себя?
  • Подготовленный ученик читает стихотворение “Предопределение” (1852 г.)Вопросы для анализа стихотворения:
  • Что такое любовь? (Как ее называет в стихотворении Тютчев?)
  • Кто же победитель и побежденный в этой борьбе?
  • Ученик: Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг, не считал себя вправе разорвать узы законного брака. Захваченный водоворотом, он бесцельно метался в заколдованном круге, созданном им самим.Но самые тяжелые испытания выпали на долю Елены Александровны. Перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Отец от нее отрекся – сию горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна.Подготовленный ученик читает стихотворение “Чему молилась ты с любовью” (1852 г.)Вопросы для анализа стихотворения:
  • Какова значимость любви в жизни героини?
  • Какими словами автор подчеркивает высокое предназначение любви?
  • Какие строки, слова демонстрируют жестокость, беспощадность окружающего мира и внутреннюю незащищенность героини?
  • Удалось ли “пошлости людской” духовно сломить героиню?
  • В каких строках с особой силой выражено авторское отношение к изображенному?
  • Подготовленный ученик читает стихотворение “О, как убийственно мы любим” (1851 г.)Вопросы для анализа стихотворения:
  • Чем обусловлен трагизм судеб героев?
  • Как изменились облик героини, ее жизнь и внутренний мир?
  • Кого поэт винит в произошедшей перемене?
  • Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения? (Какие чувства он испытывает?)
  • Подведение итогов урока.Учитель: 1) Какие слова и словосочетания, характеризующие переживания лирического героя, вы выписали? ( Распечатки стихотворений с вопросами для анализа и вопросами для подведения итогов урока раздаются ученикам заранее) 2) Какие слова и словосочетания, характеризующие духовный мир героини, вы выписали? 3) Способен ли лирический герой ответить возлюбленной с той же силой страсти и самоотдачи? 4) Какое отношение к любящим женщинам прослеживается в стихотворениях?(Ответы учащихся)Учитель: 14 лет длилась связь Тютчева и Е.А. Денисьевой. У них было трое совместных детей. Смерть Денисьевой стала невосполнимой утратой для поэта. Смерть любимого человека, по собственному его меткому выражению “сломившая пружину его жизни” убила в нем даже желание жить, и последние девять лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнетом мучительного позднего раскаяния”Подготовленный ученик читает стихотворение “Весь день она лежала в забытьи” -последнее из произведений “денисьевского цикла”Учитель: Никому из русских поэтов не удавалось ранее с такой трагической силой передать чувство, связанное с потерей любимого человека.Звучит соната Бетховена “К ЭлизеЗаключительное слово учителя: Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Авдотья Панаева и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов.

    Материалды жүктеу (Скачать)
    Авторы:
    Ескалиева Венера Кабиевна
    Жарияланған уақыты:
    2019-06-18
    Категория:
    Русская литература
    Бағыты:
    Сабақ жоспары
    Сыныбы:
    10 сынып
    Тіркеу нөмері:
    № C-1560877216
    2222
    333
    444
    555
    666
    7
    888
    999