Авторлық материал жариялағаныңыз
туралы сертификатты тегін алу үшін
+
Материал жариялау
БАҚ (СМИ) жариялаған соң номер беріліп қорғалады
Сертификатты (құжатты) тексеру

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Материал жайлы қысқаша түсінік: педагогтарға
Материалды ашып қарау
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯКлючевые слова: развитие; творческие способности; младший школьник; трудовое воспитание. Аннотация: в статье раскрывается понятие «творческие способности», выделяются педагогические условия, способствующие наиболее успешному развитию этих способностей у младших школьников в процессе трудового воспитания. ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития российского государства перед педагогами стоит важная задача – воспитать из младшего школьника творческую личность, обладающую такими важными качествами как ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие, работоспособность, толерантность, стрессоустойчивость, способность рисковать, мобилизоваться в трудных ситуациях, иметь эстетическую ориентацию; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально использовать свой умственный и физический потенциал. Несмотря на многочисленные исследования зарубежных ученых Anderson H. H., Barron F., Eysenk H. J., Gardner H., Gruber H. E., Terrell G., Guilford J. P., Taylor C. W., Torrance E. P., российских ученых Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, В. И. Загвязинского, В. А. Кан-Калик, И. Я. Лернер, С. Г. Рубинштейна, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой, Л. И. Шрагиной, Г. И. Щукиной и др., связанные с проблемой развития творческой личности; а также Л. М. Александровой, Е. В. Бондаревской, Е. А. Вихиревой, И. П. Волкова, В. В. Давыдова, О. Г. Жуковой, А. В. Качалова, П. М. Конышевой, В. Т. Кудрявцева, А. М. Матюшкина, А. В. Москвиной, Ю. В. Науменко, Б. X. Пикалова, П. Е. Решетникова, А. И. Савенкова, А. Э. Симановского, Л. В. Степановой, П. П. Товпинец, Д. Б. Эльконина, Г. А. Цукерман, Е. Л. Яковлевой, посвященные развитию творческой самостоятельности и вовлечению учащихся в творческую деятельность, данная проблема остается все еще нерешенной. Не найдены наиболее эффективные, оптимальные и рациональные пути решения вышеуказанной задачи. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Материалом исследования для нас стали теории и концепции, раскрывающие сущность процесса формирования личности ребенка. В ходе работы нами использовался комплекс теоретических (анализ, синтез, обобщение, интерпретация, систематизация психолого-педагогических источников и др.) и эмпирических (педагогическое наблюдение, сбор независимых характеристик, изучение документации, беседа и др.) методов исследования. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Творческая личность – личность, обладающая творческой направленностью, творческими способностями и создающая путем применения оригинальных способов деятельности объективно или/и субъективно новые материальные или/и духовные ценности, отличающиеся личной или/и социальной значимостью и прогрессивностью [4]. Творческая направленность детей является продуктивным способом освоения ими окружающего мира, способом познания и самопознания, выражения отношения к миру и личного самовыражения. Творческая направленность как свойство и качество личности проявляется в двуединстве противоположных сторон: генетической предрасположенности (свойство личности) и социального опыта. Творческие способности – синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обуславливающих уровень ее результативности [4]. По-мнению В. Рогозиной, творческие способности – это особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от традиционных норм и генерировать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их практического решения. У школьников творческие способности проявляются в нестандартности, нешаблонности решения предлагаемых им заданий [5]. С.Е. Маслова считает, что творческие способности – это такие психологические особенности ребенка, подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности. К ним относятся: дивергентное мышление: беглость, оригинальность, точность и гибкость; воображение; самостоятельность; мотивация различных этапов творчества [3]. Творческие способности детей имеют много индивидуальных различий. Внешние проявления творческого развития многообразны – это и более быстрое развитие речи и мышления ребёнка, и ранняя увлеченность, и любознательность. A. M. Матюшкин считает, что наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации. Эта мотивация выражается в исследовательскопоисковой активности, проявляется в более высокой сенситивности к новизне стимула, новизне ситуации, обнаружению нового в обычном [6]. Возрастные периоды накладывают значительный отпечаток на проявление творческих способностей. Исследование Е. И. Банзелюк [1] доказало, что все показатели креативности возрастают при переходе от дошкольного возраста к I классу школы. Ко II классу школы значимо возрастают показатели беглости, гибкости, оригинальности и абстрактности мышления. При переходе из II в III класс показатели беглости, оригинальности и тщательности разработки перестают расти; показатели беглости, гибкости и оригинальности изменяются согласованно от прогимназии до третьего класса включительно; на высоту показателей могут повлиять: специфичность получаемой ребенком информации, избранная испытуемым тактика работы с материалом, объем знаний внешнего (предметного) мира, опыт в рисовании и собственно продуктивный процесс. Высокие показатели креативности, а также их положительная динамика в дошкольном и младшем школьном возрасте могут иметь не только психологическую, но и физиологическую природу. Одним из средств развития творческих способностей младшего школьника является трудовое воспитание, направленное на формирование положительной мотивации и позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду; системы знаний, а также элементарных умений и навыков, необходимых для выполнения трудовой деятельности, т. е. навыков культуры труда (культура труда проявляется в том, как ученик готовит рабочее место, соблюдает ли порядок на рабочем месте в течение всего урока, правильно ли пользуется инструментами, соблюдает ли правила безопасной работы, экономно и рационально ли расходует материалы, время, силы при изготовлении изделия, способен ли обеспечить высокое качество выполняемой работы); опыта общественно полезной деятельности, умения применять теоретические знания на практике; стремления к самостоятельности, активности, творчеству в любом виде труда. Развивая творческие способности младших школьников, педагог обязан учитывать следующие закономерности воспитательного процесса: – цели, характер и содержание трудового воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями; – результаты трудового воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влиянием объективных и субъективных факторов; – позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития; – эффективность трудового воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства. Задачи развития творческих способностей младших школьников в трудовом воспитании осуществляются в процессе: – общеобразовательной подготовки; – трудового обучения при освоении образовательной области «технология»; – внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда, разнообразную по содержанию и формам групповую деятельность и общение; – участия в основных видах труда: учебном, самообслуживающем, домашнем, общественно полезном. Трудовое воспитание учащихся младших классов сегодня осуществляется в следующих основных направлениях: 1) нравственная подготовка к труду, включающая в себя воспитание положительного отношения к труду, интереса и привычки к нему, ответственности за свою трудовую деятельность, уважения к труженику, способности творчески относиться к решению трудовых задач; 2) психологическая подготовка к труду – развитие интереса к различным видам труда, эмоциональной готовности к труду; развитие психических свойств, необходимых в трудовой деятельности; 3) практическая подготовка к труду – вооружение школьника знаниями, умениями и навыками, необходимыми в современном труде, а также привитие культуры умственного и физического труда; 4) физическая подготовка к труду – развитие мышечной силы, выносливости, воли, укрепление здоровья и т. д.; 5) эстетическая подготовка к труду – воспитание у младшего школьника потребности в качественном и красивом выполнении своей работы, с тем чтобы результат труда доставлял эстетическое удовлетворение людям; 5) экологическая – воспитание любви и бережного отношения к родной природе; 6) правовая – вооружение знаниями о правах и обязанностях человека труда; 7) экономическая – привитие элементов экономического мышления и т. д. Все эти направления взаимосвязаны и могут успешно осуществляться только в единстве. Развитие творческих способностей младшего школьника в трудовом воспитании, на наш взгляд, возможно, если педагог: – подбирает содержание учебного материала, подталкивающее школьника к выходу за рамки образца; – в процессе общения поощряет свободное проявление ребенком своего отношения, помогает преодолевать трудности; – стимулирует активность учащегося в учебной и внеучебной деятельности; – устраняет внутренние препятствия творческим проявлениям; – уделяет внимание работе подсознания младшего школьника; – воздерживается от оценок; – дает ученикам возможность умственной разминки; – поддерживает живость воображения ребенка; – учит «дисциплинировать» воображение, фантазию, контролировать их; – развивает восприимчивость, повышает чувствительность, широту и насыщенность восприятия; – расширяет фонд знаний детей; – помогает учащимся обнаружить смысл, общую направленность их творческой деятельности. В процессе развития творческих способностей необходимо помнить о важности индивидуального и дифференцированного подходов; давать младшим школьникам задания разного уровня сложности. Например, в зависимости от характера взаимодействия учителя и ученика можно условно выделить четыре уровня вариативных заданий [5]: 1-й уровень — несамостоятельная (обычная) активность – восприятие учеником объяснения учителя, усвоение образца умственного действия при решении задач, выполнение учеником работ воспроизводящего характера. 2-й уровень – полусамостоятельная активность – характеризуется применением знаний в новых условиях и участием учащегося в поиске способа решения поставленной учителем задачи. 3-й уровень – самостоятельная активность – предусматривает решение задач репродуктивно-поискового типа. Ученик применяет прежние знания в новой ситуации, контролирует, решает задачи среднего уровня сложности. 4-й уровень – творческая активность – предполагает выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения вариативных задач, самостоятельных выводов и обобщений. Боброва В. Г. предлагает 3 уровня дифференциации [2]: Уровень С – ученический (учащиеся выполняют задания на воспроизведение материала). Уровень В – алгоритмический (учащиеся выполняют задания на применение знаний в стандартных условиях). Уровень А – творческий или полутворческий (учащиеся выполняют задания на применение знаний в новых условиях, на моделирование). В соответствии с этим учитель разрабатывает для каждой группы учащихся свои задания на дом, продумывает вопросы для закрепления новой темы или приемы работы на уроке. ВЫВОДЫ Учебно-воспитательный процесс необходимо строить так, чтобы в ходе него у младших школьников развивались творческие способности, самостоятельность, инициативность, сообразительность, закладывалась личностная основа творческого отношения к любой сфере деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Банзелюк, Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет / Е. И. Банзелюк // Вопросы психологии. – 2008. – №3. – С. 55–60. 2. Боброва, В. Г. Дифференцированный подход при обучении истории / В. Г. Боброва // Школьные технологии. – 2004. – №2. – С. 147–158. 3. Маслова, С. Е. К вопросу о творческих качествах личности / С. Е. Маслова // Высшее образование сегодня. – 2007. – №3. – С. 58–61. 4. Педагогика : Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Мн. : Соврем. слово, 2005. – 720 с. 5. Рогозина, В. Педагогические условия paзвития творческих способностей школьников на уроке / Рогозина В. // Воспитание школьников. – 2007. – №4. – С. 28–30. 6. Шрагина, Л. И. Логика воображения / Л. И. Шрагина. – 2-е изд., дораб. – М. : Народное образование, 2001. – 192 с.
Материалды жүктеу (Скачать)
Авторы:
Бейбіт Лайло Талапбайқызы
Жарияланған уақыты:
2019-06-14
Категория:
Әлеуметтік педагог
Бағыты:
Мақала
Сыныбы:
Барлығы
Тіркеу нөмері:
№ C-1560540538
333
444
555
666
7
888
999