Материал туралы қысқаша түсінік
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами поговорим об одном из знаков препинания. Александр Матвеевич Пешковский назвал его одним из самых живых знаков. Почему? Это мы с вами и попробуем определить, а также выяснить, о каком знаке идет речь. А пока вспомните, кто такой Пешковский и чем он знаменит. Каких еще ученых-лингвистов вы знаете? (Учащиеся рассказывают о Пешковском, называют фамилии языковедов: Потебня, Греч, Фортунатов, Виноградов, Шахматов, Бодуэн де Фортуне, Даль, Срезневский и др.)
Как вы думаете, о каком знаке препинания пойдет сегодня речь?
( Объявление целей урока.)
А пока разминка. Вам потребуются знания по фонетике, лексике, орфографии,
морфологии и орфоэпии.
Задание первое. Расставьте ударение в словах, написанных на доске, подчеркните те из них, в которых количество букв и звуков не совпадает, заключите в овал те, в которых все согласные звуки звонкие, а в прямоугольник, в которых все согласные твердые.
Асимметрия, фольга, гофрированный, включим, еретик, ржавея, знамение, феномен, иконопись, облегчить, каталог, завидно, красивее, газопровод, электропровод.
Задание второе. Лексический минимум. Запишите в правый столбик слова, лексическое значение которых вы знаете, а в левый – неизвестные вам слова.( Под диктовку учителя ребята записывают в два столбика слова: катаракт, квилт, килт, таблойд, дефолт, синекура, андеграунд, менеджмент, виртуальный, вотум, делимитация, компиляция, триплекс. Проверяется количество слов в правом столбике. У кого из учащихся больше, тот и дает лексическое значение этих слов. Те, кому эти слова незнакомы, записывает значения рядом со словами в тетрадь. Если остались слова, которые ребята объяснить не могут, то их поясняет сам учитель, по ходу останавливаясь на этимологии слов.)
Задание третье. Графический диктант.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
н н нн н н н нн нн н н нн нн н нн нн н