Авторлық материал жариялағаныңыз
туралы сертификатты тегін алу үшін
+
Материал жариялау
БАҚ (СМИ) жариялаған соң номер беріліп қорғалады
Сертификатты (құжатты) тексеру

Открытый урок по теме "Конституционные основы РК"
Материал жайлы қысқаша түсінік: Конституционные основы РК
Материалды ашып қарау
Утверждаю
Директор Петерфельдской СШ
__________ Куандыков С.К.

____ ______________ 20___г



ПЛАН – КОНСПЕКТ № 2
10 класс

ГЛАВА: I ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НА СТРАЖЕ СУВЕРЕНИТЕТА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ЗАНЯТИЕ: Конституционные основы Республики Казахстан. Место Вооруженных Сил в государстве.


ЦЕЛЬ: Добиться усвоения учащимися Конституционных основ Республики Казахстан. Раскрыть основные задачи, роль и место Вооруженных Сил в государстве. Привить чувство любви и уважения к ВС РК.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Конституционные основы Республики Казахстан;
2) Место Вооруженных Сил в государстве.


ВРЕМЯ: 45 минут.

МЕСТО: Кабинет НВП.

МЕТОД: Рассказ, беседа.

РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП; Конституция РК; Указ РК
О создание ВС РК 07.05.1992 г.; Законы РК О всеобщей воинской обязанности.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Учебный видеофильм.













ХОД ЗАНЯТИЯ

Учебные вопросы, время на их отработку

Действие руководителя

Действия обучаемых

1
2
3

Вводная часть
10 минут
Принимает рапорт командира взвода, (отделения, дежурного) поверяет наличие обучаемых и их внешний вид, их материальное имущество, приготовленное к уроку. Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы. Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу.
Отвечают на поставленные учебные контрольные вопросы, записывают тему и учебную цель занятия

1-й учебный вопрос
15 минут
Под основами конституционного строя Республики Казахстан понимаются принципиальные положения Конституции, характеризующие Казахстан как демократическое, правовое, светское и унитарное государство.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Такая конкретная цель, адресованная человеку и гражданину, впервые зафиксирована в тексте Конституции – Основном Законе Республики Казахстан.
В Конституции Республики Казахстан нашло отражение и важнейшее положение, выражающее саму суть демократии как "власти народа", а именно то, что носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно через своих представителей. Впервые в Конституции страны получило закрепление положение о том, что право выступать от имени всего народа Казахстана принадлежит только Парламенту и Президенту республики. Из этого следует, что правомерным может быть признано только избрание должностных лиц (Президента РК) и органов власти (Парламента), например, самим народом либо назначение государственных руководителей на соответствующие посты только в порядке, установленном Конституцией Республики Казахстан и законами республики,
Демократизм нашего государства проявляется в конституционном оформлении экономических устоев целого общества. Конституция РК гарантирует неприкосновенность частной собственности, свободу частной предпринимательской деятельности, поддержку конкуренции. Наше государство сегодня освобождается от многих не свойственных ему экономических функций, что связано с развитием и совершенствованием предпринимательской деятельности и рыночных отношений, но усиливает контроль за обеспечением равенства перед законом различных форм и субъектов собственности.
Признание многообразия форм идеологии 'означает, что никакая идеология не может утверждаться в качестве государственной (т.е. исходить от государственных органов либо пропагандироваться ими) или быть обязательной (Конституция РК). Важно учитывать единственное правило - никакая идеология не может служить препятствием к добросовестному исполнению гражданином РК своего служебного долга, а также возложенных на него законом обязанностей (в том числе, конечно, и обязанностей военной службы).
Признание политического многообразия, многопартийности означает, что все общественные объединения (политические партии, общественные организации, массовые движения) равны перед законом и соответственно имеют право участвовать в политической жизни РК.
На подлинно демократический характер развития Казахстана указывает и тот факт, что Конституция РК определила наше государство как светское, т.е. не зависящее от тех или иных религиозных концепций либо религиозных воззрений его руководителей. В ней четко указано: "В Республике Казахстан признается идеологическое и политическое многообразие. Не допускаются слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах политических партий".
Государственная целостность Республики Казахстан гарантируется тем, что суверенитет Казахстана распространяется на всю его территорию, Конституция РК и законы верховенствуют на всей территории. Республика Казахстан обеспечивает целостность, неделимость и неприкосновенность своей территории. Эту свою обязанность Казахстан как суверенное государство вправе исполнять и с помощью пограничных войск, и Вооруженных Сил в целом.
Конституция Республики Казахстан заложила прочные основы для развития Казахстана как правового государства. Конституция РК имеет высшую юридическую силу. Высшая юридическая сила означает, что законы и другие правовые акты не должны противоречить тексту Конституции - Основного Закона Республики Казахстан.
В соответствии с Конституцией РК законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные же законы не имеют силы. Не могут также применяться любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего ознакомления.
Одновременно Конституция РК обязывает государственные органы, должностных лиц, граждан и их объединения строго соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан. Наше государство уважает и способствует распространению на своей территории норм, закрепляющих общечеловеческие ценности. С этой целью оно установило, что международно-правовые акты о правах и свободах человека имеют на территории республики приоритет перед ее законами.
Республика Казахстан-государство с республиканской формой правления. Под этим понятием имеют в виду организацию (систему) высших органов власти, избираемых народом на определенный срок. В Республике Казахстан Парламент и Президент (глава государства) избираются народом со сроком полномочий Президента на семь лет. Парламента (Мажилиса) – на пять лет. В свою очередь, Парламент и Президент Республики Казахстан в порядке, установленном Конституцией, формируют все другие государственные органы.
Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.

2-й учебный вопрос
15 минут
В политической системе общества государство как главный инструмент осуществления народовластия занимает ведущее место. Вооруженные Силы представляют собой составную часть государственного механизма, специально созданную для вооруженной защиты общественного строя, территориальной целостности и независимости страны.
Коренные преобразования в общественном и государственном устройстве Республики Казахстан по-новому ставят вопрос о месте армии в нашем обществе и государстве. "Армия - вне политики". Достижим ли этот лозунг? Опыт истории дает отрицательный ответ на этот вопрос. Армия как часть общества, элемент государственного механизма не может быть свободна от политики, но не может и не должна быть ее субъектом. Армия - это инструмент осуществления политики, определяемой высшими законодательными и исполнительными органами государства. Эта политика находит свое выражение в законодательных актах, принимаемых гражданскими высшими органами.
Гражданский контроль над армией - непременное условие нормального функционирования цивилизованного государства. В документах Копенгагенского совещания в рамках СБСЕ содержится специальное указание на то, что Вооруженные Силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им. Действие этого принципа законодательно закреплено в конституциях практически всех стран мира.
Действующая Конституция РК, так же, как и конституции других государств - стран СНГ, закрепляет отдельные элементы действия этого принципа: утверждение должностей высших воинских руководителей представительными органами, установление бюджетных ассигнований на военное строительство, парламентский контроль, утверждение структуры Вооруженных Сил и т.д. Конституция РК подробно регламентирует эти вопросы. В Основном Законе определено, что защита суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан осуществляется ее Вооруженными Силами.
Учитывая роль и предназначение армии в обществе, законодательство большинства стран мира либо полностью запрещает членство в партиях для военнослужащих (Великобритания, Канада, Турция и др.), либо накладывает существенные ограничения на участие военнослужащих в различных партиях и политической деятельности.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан воины Вооруженных Сил являются полноправными гражданами, наше законодательство наделило их правом избирать и быть избранными во все выборные органы без каких бы то ни было ограничений. Как решается вопрос об избирательных правах военнослужащих в законодательствах других стран? Ряд государств в целях деполитизации армии полностью лишают военнослужащих избирательных прав (Аргентина, Мексика, Турция, Финляндия и др.).
В большинстве стран мира военнослужащие пользуются избирательными правами, однако за ними закреплен принцип "несовместимости должностей". Это означает, что в случае избрания на выборную должность военнослужащий должен уйти из армии в отставку или отпуск на весь срок полномочий. Так, Конституция США гласит: "... ни одно лицо, занимающее какую-либо должность по службе в Соединенных Штатах, не может быть членом ни одной из палат во время пребывания в должности". В связи с этим, например, генерал Эйзенхауэр, став президентом США, лишился на это время своего воинского звания.
По законодательству ФРГ военнослужащие пользуются избирательными правами, но для выдвижения солдата в парламент или местный представительный орган требуется согласие начальника (речь идет о профессионалах, т.е. военнослужащие, отбывающие воинскую обязанность, такими Правами не пользуются).
По законодательству Франции никто не может занять выборную должность, не выполнив обязательств, налагаемых Кодексом национальной военной службы; кандидатами для избрания не могут быть лица, получившие отсрочку или находящиеся на действительной военной службе.
Законодательство западных стран, столь широко закрепляющее такие демократические права граждан, как свобода слова, печати, митингов и демонстраций, существенно ограничивает их для военнослужащих.
Прежде всего, практически во всех странах мира строго охраняются, под угрозой уголовного наказания или крупных штрафов, служебная, государственная и военная тайны.
В странах Запада существуют строгая регламентация контактов военнослужащих с представителями средств массовой информации, четкие указания порядка этих контактов. Игнорирование этого порядка влечет за собой меры взыскания, вплоть до увольнения из армии.
В армии США, например, действуют кодекс офицера и кодекс этики поведения. Суть их требований в том, чтобы не допускать не санкционированных командованием выступлений в печати, по радио и телевидению, предотвращать утечку информации, способной нанести военный или моральный ущерб Вооруженным Силам США.
В едином своде военных законов США в положении АР 600-20 отмечается, что офицер, использующий презрительные, непочтительные выражения против президента, вице-президента, конгресса, министра обороны, губернатора или законодательной власти какого-либо штата, территории во время исполнения служебных обязанностей, должен быть наказан по решению суда.
Законодательство большинства стран мира запрещает военнослужащим участвовать в публичных демонстрациях и митингах, проводимых без санкции государственных властей, не разрешает участвовать в таких мероприятиях в служебное время в военной форме, на территории воинской части, а также в случаях, когда характер демонстрации противоречит законам, государственным приказам командования
Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.

Заключи - тельная часть
5 минут
Подводит итоги занятия, указывает, как выполнена учебная цель, оценивает степень усвоения материала обучаемыми, сообщает тему следующих занятий.
Записывают домашнее задание




Руководитель занятия Онищенко С.В. _______________
Вопросы и задания:
1. Что понимают под "основами конституционного строя Республики Казахстан"?
2. Расскажите о месте и роли Вооруженных Сил в государстве.
Материалды жүктеу (Скачать)
Авторы:
Онищенко Сергей Васильевич
Жарияланған уақыты:
2019-06-19
Категория:
Алғашқы әскери дайындық
Бағыты:
Сабақ жоспары
Сыныбы:
10 сынып
Тіркеу нөмері:
№ C-1560933286
333
444
555
666
7
888
999