Авторлық материал жариялағаныңыз
туралы сертификатты тегін алу үшін
+
Материал жариялау
БАҚ (СМИ) жариялаған соң номер беріліп қорғалады
Сертификатты (құжатты) тексеру

АБАЙ КУНАНБАЕВ О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, ПРОБЛЕМЕ НРАВ-СТВЕННОГО И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Материал жайлы қысқаша түсінік: статья
Материалды ашып қарау
АБАЙ КУНАНБАЕВ О ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ Максимова Фарида Тохтахуновнаучитель русского языка и литературы ШГ № 59 Турксибского района г. Алматы Творческое наследие выдающегося просветителя казахского народа Абая Кунанбаева является основой в нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения. В своих произведениях он отражал проблемы общества, мечтал о том, что будущее родного народа будет светлым и радостным. И это светлое будущее он видел в жизни здорового и крепкого молодого поколения. Абай писал, что в мире нет ничего постоянного, окаменевшего, что плохое в жизни тоже когда-то закончится. После суровой зимы приходит цветущая весна, также и в жизни человека, после зла приходит добро, верил он. Великий поэт и просветитель казахского народа Абай Кунанбаев, обращаясь к молодежи говорил о нравственно-этических нормах поведения, о трудолюбии, честности и порядочности. Всю свою сознательную жизнь Абай призывал родной народ учиться, получать знание. Абай призывает людей проникнуться взаимным уважением друг к другу, жить в мире, на враждовать и не завидовать друг другу. Его привлекает воспитание, образование, этический облик человека, его идеалы и цель в жизни. Абай не принимает такие отрицательные качества человека как безнравственность, хитрость, глупость, жестокость. К молодежи Абай обращается своей нравственной формулой: «Будь человеком!» Считая человека украшением земли, поэт призывает людей к трудолюбию, гуманности, любви и дружбе. Семейному воспитанию Абай придавал особое значение. Он считал, что родители – это первые и самые главные воспитатели и учителя ребенка. Уважение к старшим всегда было приоритетным в казахской семье. Эта хорошая традиция передавалась из поколения в поколение с молоком матери. Воспитанные в дружелюбной обстановке, полной любви и доверия, дети, несомненно вырастают воспитанными, добрыми и миролюбивыми. Абай верил именно такой молодежи, которая стремится ко всему доброму и светлому. Великий просветитель Абай Кунанбаев придавал первостепенное значение роли воспитания в становлении человека и постоянно боролся с теми, кто пытался объяснить пороки людей предопределением судьбы. В процессе воспитания человек становится нравственным или безнравственным, считал Абай. Труд и просвещение народа – главные средства хорошего воспитания, пишет Абай. Во всех его произведениях говорится о значении труда в жизни человека. Для Абая труд как жизненная потребность человека и как основа его нравственности. «Слова назидания» - это философско-моралистические, общественно-политические и обличительно-сатирические высказывания поэта. Здесь Абай призывает освободиться от пороков, унижающих человеческое достоинство, и стремиться прежде всего к духовному совершенству, идти по пути приобретения знаний, постижения искусств и ремесел не только своего, но и других народов, считая это важнейшими предпосылками обретения независимости. По мнению Абая, только таким путем возможно найти свое место в ряду великих народов мира. В Тридцать третьем слове он пишет: чтобы жить в достатке, надо учиться ремеслу. Достаток преходящ, ремесло – нет. Ремесленника, который живет на заработанные своим честным трудом, можно бы почитать как святого. И тут великий философ показывает ценность труда, обучения чему-либо, получение знаний. По мнению Абая, святой это тот кто живет честным трудом, не обманывает, не берет чужого. Абай был настоящим патриотом своего народа. Он видел будущее казахов в образовании, просвещении, развитии науки и искусства, в упорном и созидательном труде. Он писал: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, - тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром». Понимая ценность знаний, Абай пишет: «Известно, что наукой овладевает тот, кто испытывает жажду познания. Но одного стремления тут мало. Даже сам процесс приобретения знаний должен быть подчинен определенной системе. В противном случае поиски могут оказаться напрасными…» (тридцать второе слово). Абай-философ пишет: «Любовь – это человечность человека». Здесь речь идет о человеческой самостоятельности, его сути. Проявляется она через разум человека. Абай говорит, что в детстве духовные потребности сильнее, именно поэтому важно с младенчества привить ребенку любовь к знанию, и тогда его можно назвать человеком. Абай не писал специальных педагогических трудов, но все его произведения насыщены нравственно-этическими назиданиями, добрыми наставлениями . В Тридцать восьмом слове читаем: «…Сызмальства дети сами по себе не тянутся к учебе, не проявляют охоты к овладению знаниями: на первых порах их приходится либо принуждать, либо привлекать к этому хитростью. И если, постепенно привыкнув к учебе, дети начинают проявлять интерес к ней, если у них появилась жажда познания,- лишь в этом случае можно сказать, что они стали людьми. Теперь стоит надеяться, что они овладеют знаниями и используют их для блага людей: научатся отличать добро от зла, сомнительное от достоверного, подлинное от поддельного; познают Аллаха, самих себя и мир». «Сущность человека составляют любовь, справедливость и душевность»- пишет мудрец. Душа Абая соединила в себе «любовь и правду» и это позволило ему подняться и достичь высших духовных вершин, стать мудрецом и мыслителем своего народа и всего человечества. /Список литературы1. Абай Кунанбаев. Избранное. Серия «Мудрость веков».-М.: Русский раритет,-426 с.3 Кунанбаев А. Книга слов / Пер. с каз. Р.Сейсенбаева,- Семипалатинск, 2001-218 с.2. Орынбеков М.С. Философские воззрения Абая.- Алматы: Ғылым,- 334с.3. Мамырбекова А.С. Нравственный оптимизм Абая // Мысль.- 2007. - №8.- 116с.4. Абай. Слова назидания.- Алматы: А13 Өнер, 2005. – 136 с./



Материалды жүктеу (Скачать)
Авторы:
Максимова Фарида Тохтахуновна
Жарияланған уақыты:
2020-01-24
Категория:
Адам және қоғам
Бағыты:
Мақала
Сыныбы:
Басқа
Тіркеу нөмері:
№ C-1579859937