Авторлық материал жариялағаныңыз
туралы сертификатты тегін алу үшін
+
Материал жариялау
БАҚ (СМИ) жариялаған соң номер беріліп қорғалады
Сертификатты (құжатты) тексеру

111
Активные методы обучения
Материал жайлы қысқаша түсінік: активные
Материалды ашып қарау
Активные методы обучения на уроках русского языка «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». (В. А Сухомлинский) Я, Гулжайна Нурпеискызы Ыбрагим, и тринадцать слушателя в течении пять месяцев в этом учебном году, под руководством тренера - Жабаева Бахытгул Кушербайкызы ознакомились с новыми Кембриджскими методами обучения и опытом преподавания. Перед учителем поставлены новые цели: формирования универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить мыслить, привить навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Каждый урок стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Использую следующие методы преподавания: словесный, наглядный, электронно-визуальный, самостоятельную работу и другие. На уроке провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельность. Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как: - «ПАЗЛЫ картинки» - «Мозговой штурм» - «ПОПС-формула» - «Ромашка БЛУМА» - «ИНСЕРТ» - «Кто быстрее!» - «Вопрос-ответ» - «Микрофон» «Мозговой штурм» Описание: Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга. «ПОПС-формула» Описание: Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста. П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…». О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…». П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - например, «Я могу доказать это на примере…». С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…». «ПАЗЛЫ картинки» Описание: Учащиеся выбирают карточки с рисунками, обладатели одинаковых картин, объединяются в группы. «ИНСЕРТ» Описание: В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками («V» -уже знал; «+» - новое; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы); Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Обсуждают записи, внесённые в таблицу. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. «Микрофон» Описание: Ученики получают задание подготовить речь и произнести ее в воображаемый микрофон. Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогает следующий метод и прием: - «Показ видеоролика» - «Письмо по кругу» Описание: Это не только размышление на заданную тему, но и согласование своего мнения с мнением членов группы. Учащиеся на одном и том же листке пишут высказывания по теме: «Я не знал...», теперь я знаю…» или что-то др. На этапе закрепления изученного материала я использую такие методы:- «До-После»- «Пометки на полях»- «Чемодан, корзина, мясорубка» «Пометки на полях» Описание: Это приемы позволяют ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. «Чемодан, корзина, мясорубка» Описание: Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На желтом листочке, который затем приклеивается к плакату с изображением чемодана, необходимо зафиксировать наиболее важный момент, который он вынес от работы, готов забрать с собой и использовать в своей деятельности. На синем листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину» т.е. прикрепить ко второму плакату. Серый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, но еще додумать, доработать, «докрутить», отправляется на лист «мясорубка». Все эти методы обучения можно разделить на три группы: Индивидуальные, групповые и фронтальные. Индивидуальные методы обучения - являются активными по характеру действий, выполняемых учеником: он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет ее на обособленные блоки, распределяет в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме (использование компьютера). Групповые методы обучения – работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов и мини-проектов в наибольшей степени соответствует понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых продуцируется новая учебная информация. Эта информация может быть, как объективно новой, то есть созданной впервые, так и субъективно новой, то есть неизвестной ранее учащимся, но известной учителю. Фронтальные активные методы обучения – такие, которые направлены на работу со всем классом, требуют синхронизации действий ученика и учителя для достижения конкретной учебной цели. Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. Педагогических методик много, все они по-своему уникальны, направлены на решение определенных педагогических задач, однако я считаю, что наибольшая же эффективность образовательного процесса достигается при использовании целостных методик активного обучения. В ходе такого обучения все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения - исключают доминирование одного мнения над другими, в процессе такого диалога ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учатся оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с другими людьми. К эффективным технологиям активного развивающего обучения относятся системы проектного обучения, интегральная технология обучения, ТРИЗ, РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), технология модульного обучения. Технология АМО позволит нам превратить урок интересный, увлекательный, насыщенный творчеством процесс, отвечающий современным требованиям детей, родителей, общества, приносящий удовлетворение и вашим обучающимся. Сегодня существует различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Для каждого этапа урока используется свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Каждый из этапов урока необходимо наполнить активным методам обучения с учетом специфических целей этапа, всего урока. Все, используемые в процессе урока АМО, должны соответствовать общей, логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. Применение активных методов обучения позволит нам научить учащихся не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию, которая в итоге и составит общую сумму знаний, полученных за урок. В итоге сформируется общая система знаний, ученик научиться самостоятельно учиться. Что же лежит в основе активных методов обучения? Самостоятельный поиск ответа на вопрос. И помогут в этом такие формы активных методов обучения, как научное исследование, проект, решение проблемных и логических задач и.т.д. Исследовательская работа не ограничивается только теми методами и формами работы, которые было представлены выше. Главное, учитель должен понимать, что использование именно активных методов и форм работы определяет подход к содержанию и освоению современной развивающей образовательной среды, повышая мотивация учащихся в процессе обучения, потому что, ученики должны не только «получить» знания, но овладеть методами познания, то есть научиться учиться. Использование методов и приемы на уроках, как известно, является самой интересной и привлекательной деятельностью. Посредством методов наиболее полно проявляются индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности детей. Они относятся к традиционным и признанным методам обучения и воспитания дошкольников, младших школьников и подростков. Ценность методов заключается в том, что в игровой деятельности образовательные, развивающие и воспитательные функции действуют в тесной взаимосвязи. Вывод: Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка и выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. Я считаю, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы. Они могут быть включены в реальный педагогический процесс.



Источники:
  • У.К Раимбекова. Методические пособие. «Есть идея! Десять признаков хорошего урока». Алматы 2019.
  • С.И Львова, В.В Львов Русский язык М. Мнемозина, 2007.
  • Г.О Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003.
  • Н.В Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс «ВАКО»2011
  • Д.В Григорьев. Технология социальной проблемно-ценностей дискуссии. Классный руководитель, 2010. №5.














  • Материалды жүктеу (Скачать)
    Авторы:
    Ыбрагім Гүлжайна Нұрпеисқызы
    Жарияланған уақыты:
    2019-11-01
    Категория:
    Русская литература
    Бағыты:
    Баяндамалар, реферат
    Сыныбы:
    Барлығы
    Тіркеу нөмері:
    № C-1572614112
    2222
    333
    444
    555
    666
    7
    888
    999