Авторлық материал жариялағаныңыз
туралы сертификатты тегін алу үшін
+
Материал жариялау
БАҚ (СМИ) жариялаған соң номер беріліп қорғалады
Сертификатты (құжатты) тексеру

Духовно- нравственное воспитание
Материал жайлы қысқаша түсінік: выступление
Материалды ашып қарау


Духовно-нравственное воспитание в условиях детского дома

Найманова Гульзипат КатрановнаЗаместитель директора КГУ «Детская деревня семейного типа» г. Петропавловск, Северо- Казахстанская область

Детская деревня в современном мире не только учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и центр нравственного и духовного воспитания.К сожалению, проблема духовно-нравственного воспитания является на сегодняшний день наиболее острой, как среди детей, находящихся в семье, так и среди воспитанников.Одной из наиболее распространенных в настоящее время особенностей детских домов  является разновозрастные группы. У каждой возрастной категории свои особенности и требования, а, следовательно, и должны быть подобраны соответствующие формы и методы  духовно-нравственного воспитания.У детей дошкольного возраста еще отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано еще отношение к детскому коллективу.Младшие школьники осознают социальные ожидания и ориентируются на хорошее поведение. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это также сензитивный период для формирования нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности. Новый уровень и характер развития социальной активности ребенка, отражающийся в особенностях его ценностных ориентации, отмечается в период перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Подростки поднимаются уже на уровень осознания моральных требований, формирования представлений о нравственных ценностях, развития способности к нравственной оценке. Интенсивное общение выступает основой для "тренировки" нравственного поведения. Психологическая роль ценностных ориентаций. ребенка на этом этапе формирования его как личности особенно возрастает и усложняется. Последнее обусловливается, в частности, тем, что, в отличие от предыдущего переходного периода, изменение эталонов поведения детей здесь строго не определяется, кроме того, активно развивается потребность ребенка выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место в коллективе сверстников. В подростковом возрасте нельзя говорить о законченном процессе становления ценностных ориентаций, они только развиваются, именно в этот период набирает силу социальная активность, и развитие ценностных ориентаций, оказывает определяющее воздействие на личность, ее активность в социальном плане.Одним из подходов к формированию нравственного сознания воспитанников является систематичность в этом направлении, т.е. введение обязательного последовательного сообщения детям минимума нравственных знаний, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения. Важно использовать весь потенциал учебной и воспитательной работы. Постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. Но не забывать, а наоборот учитывать, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то извне. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Поэтому воспитанники должны быть активными участниками процесса. Объединяющим фактором всех этих категорий является стремление к творчеству.В целях формирования духовно-нравственной сферы воспитанников могут быть использованы следующие формы и методы работы:•        анкетирование;•        дискуссия;•        диспут;•        тематические классные часы;•        проблемные ситуации;•        упражнения;•        игры;•        тренинги;•        тематические мероприятия;•        изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий;•        изучение традиций и обычаев семьи, школы.В условиях детской деревни, г.Петропавловска основными направлениями работы воспитателя являются следующие аспекты:Познавательная деятельность: проведение смотров знаний, определение рейтинга успеваемости по четвертям, проведение психологических практикумов "Учись учиться”, викторина "Что? Где? Когда?”, серии часов "Замечательные люди науки”, "За страницами учебника” и многое другое.Ценностно–ориентировочная деятельность: встречи в литературной гостиной, своя игра "Символы РК”, виртуальное путешествие "Если с другом вышел в путь”, "Горжусь тобой моя страна”, "Толерантность к человеку – правило XXI века” и т.д. Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с ветеранами Великой Отечественной Войны и представителями военной службы. Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда со вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в оказании помощи бывшим участникам военных действий. А некоторые ребята выбирают военную службу как дальнейшее направление в жизни.Трудовая деятельность: дежурство по группе, по комнате, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серии бесед "Труд и призвание”, "В мире профессий”, кружковых занятий таких как: вязание крючком и бисероплетение, "Хозяюшка”, выставки технического творчества, неделя ремесел, посещение промышленных предприятий и т.д.Общественно-полезная деятельность: Обогащение духовной культуры учащихся осуществляется через активное участие в Объединении "Милосердие”, обучении в воскресной школе. Совместное проведение мероприятий с волонтерскими организациями, которые оказывают как материальную, так и моральную поддержку. Участие к жизни воспитанников детской деревни помогает реализовывать главную цель – быть милосердными ко всем людям.Художественно-творческая деятельность: организация и проведение вечеров "Осенний бал”, "Новогодний карнавал”, "Наурыз мейрамы”, посещение драматического и кукольного театров, филармонии и зала классической музыки, вечера авторской песни и т.д. Обеспечение условий для реализации детей в системе культурных ценностей осуществляется через активное сотрудничество с библиотекой. Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.Физкультурно-оздоровительная деятельность: День здоровья, "Веселые старты”, "Вечер комических Эстафет”, "Малые олимпийские игры”, устный журнал "Спортивный калейдоскоп”. "День бегуна”, беседы на темы "О болезнях грязных рук”, "Секреты здорового образа жизни”, " В здоровом теле – здоровый дух”, "Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, " О профилактике вредных привычек”, "Моё здоровье - залог здоровья моего поколения” и т.д.Деятельность свободного времени: изучение репрезентативной системы воспитанников, психологические игры, тренинги, "сюрпризы дружбы”, конверт откровений.Грамотно организованная психолого-педагогическая работа по развитию ценностных ориентаций у воспитанников детской деревни, способствует формированию их социальной активности, обеспечивает общую направленность поведения личности, выбор социально значимых целей, ценностей.

Материалды жүктеу (Скачать)
Авторы:
Найманова Гульзипат Катрановна
Жарияланған уақыты:
2020-01-26
Категория:
Мектеп әкімшілігі
Бағыты:
Баяндамалар, реферат
Сыныбы:
Барлығы
Тіркеу нөмері:
№ C-1580047658