Авторлық материал жариялағаныңыз
туралы сертификатты тегін алу үшін
+
Материал жариялау
БАҚ (СМИ) жариялаған соң номер беріліп қорғалады
Сертификатты (құжатты) тексеру

Открытый урокСмех – единственное «честное, благородное лицо» в комедии (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)10класс
Материал жайлы қысқаша түсінік: Обособленные обстоятельства, выраженные существительным с предлогам: НЕСМОТРЯ НА, СОГЛАСНО, БЛАГОДАРЯ, ПОМИМО, ВВИДУ, ПО СЛУЧАЮ,
Материалды ашып қарау
СШ№9им.Ш.УалихановаТема: «Смех – единственное «честное, благородное лицо» в комедии (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)Учитель русского языкаи литературы Таментаева Нургуль Каиргалиевна
Деятельность

Деятельность ученика
Тема урока:Смех – единственное «честное, благородное лицо» в комедии(по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)Цели: знать содержание комедии; уметь анализировать текст; отвечать четко на вопросы. 1)углубить понимание идейно-художественного богатства комедии, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; 2)развивать связную устную речь учащихся.3) воспитывать у учащихся негативное отношение к таким человеческим порокам, как ханжество, лесть, чинопочитание, честолюбие и др.



Учащиеся готовятся к уроку.
2.Актуализация знанийОборудование: Портрет Н.В. Гоголя, презентация.I. Организационный момент.Эмоциональный настрой.(К) Приветствие. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения - Я желаю всем нам хорошего урока  Проверка домашнего заданияСоставить кластер Комедия Деление на группы по смайликуТема урока: Смех – единственное «честное, благородное лицо» в комедии Подберите однокоренные слова (смех, смешить, смешно, насмешка, смеяться, смешной, смешинка, смешок, усмешка, насмешить, посмеяться, насмешливый, смехота, засмеяться)Эпиграф: На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица
  • Вступительное слово учителя.
  • Ну что ж… Комедия прочитана. Многое о ней сказано. Время подводить итоги. Сегодня на уроке вы должны показать знания по содержанию комедии, анализировать текст, отвечать четко на вопросы.
    Дескрипторы:- составляюткластер;- составляют вопросы и отвечают по заданным вопросам другой группы;Учащиеся работают cо смайликамиМаркерА3
    3. Изучение нового материала 2.Беседа по комедии. Опрос.Обратимся к бессмертной комедии Гоголя. «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».1)Что произошло в пьесе? (Чиновники уездного города и городничий напуганы известием приезда ревизора. В страхе они стараются принять необходимые меры и приготовиться к встрече с ревизором)2) Какое слово является центральным, главным?(Слово «ревизор» является центральным. Оно вынесено в заголовок. Оно поминается в речах почти всех действующих лиц. С многократного повторения этого слова начинается 1 действие. «К нам едет ревизор.- Как ревизор?- Как ревизор?»Ревизор для городничего – судья, который должен наказать его за грехи. А поскольку грехи, как и саму жизнь, посылает человеку Бог, то и ревизор чуть ли не посланник божий.)3) Что является завязкой комедии?( В комедии 2 завязки: 1- письмо Чмыхова, 2- сообщение Добчинского и Бобчинского о приезде ревизора.)4) Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?(Ввели в заблуждение рассказы Хлестакова о Петербурге, необычный вид, странное поведение «ревизора», глупость городничего, провинциальная узость чиновников)5)Что является кульминацией комедии?(Болтовня Хлестакова укрепляет веру чиновников, что присланный ревизор- значимое лицо. Хлестаков из елистратишки превращается в министра, управляющего депортаментом) 6) Как ведет себя Хлестаков с купечеством, мещанами?( Разыгрывает роль государственного лица, важно принимает жалобы купцов на городничего, но не возмущается самодурством городничего, Хлестаков любуется собой, примеряясь в роли генрал-губернатора.)7) Как характеризуют Хлестакова сцены объяснения в любви?( В роли безумного влюбленного с головой уходит в игру пылкого , страстного, отчаянного героя романа.)8) В чем заключается жизненный принцип Хлестакова?( «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Это значит, что не прилагая никаких усилий, иметь власть, знакомства, известность, деньги. Стремление сыграть роль хоть на ступеньку выше той, которую отвела жизнь- сущность хлестаковщины)9)Есть ли еще такие моменты в развитии действия, которые можно назвать кульминационными?( Мечты городничего о Петербурге. Городничий торжествует от открывшейся ему возможности неограниченной власти над людьми.10) Почему городничий при встрече с купцами сменил гнев на милость?( Городничий прощает купцов, так как не одному из них помог сплутовать. Если поднимать против купцов дело, надо заодно спровадить в Сибирь и себя).15) Какое это произведение сатирическое или юмористическое? Что такое сатира? Юмор?( Сатира- это резкое осмеяние отрицательных сторон жизни и характеров, обнаружение их уродства, нелепости. Сатирический образ вызывает отвращение и презрение.Юмор - раскрывает смешное в жизни, позволяет отнестись к нему весело, легко. В юморе есть доля сочувствия к тому, над чем мы смеемся.Сатирическое изображение позволило Гоголю ясно выразить свое возмущение административным произволом. Это был смех сквозь слезы.ЧИТАЕМ ЭПИГРАФ.Зеркало нельзя обвинять в том, что лицо безобразно. Нельзя сердиться на зеркало, если в нем видишь собственное отражение,- плоха и несправедлива сама жизнь, а не ее изображение.Групповая работа. Вопросы-ответы
  • Жалко ли вам городничего? Если да - когда. Почему?
  • ( Не жалко: жадный, подхалим, мошенник, старается скрыть свои грехи.Жалко: усилия городничего, который что только не делает, чтоб угодить Хлестакову, обернулись унижением.)
  • Кто из героев пьесы вызывает ваше сочувствие?
  • (Сочувствую всем чиновникам, потому что все они живут скучной жизнью. Самое страшное, что ни один герой не стремится к новой жизни. Жаль тех людей, которые находятся в больнице, пожожи на кузнецов)
  • Кто из героев представлен более умным?
  • ( Осип, так как понимает все, что происходит)
  • Над кем и чем смеется Гоголь?
  • ( Зло смеется над невежеством, хвастливым Хлестаковым, высмеивает услужливых чиновников, взяточников, думающих только о собственной выгоде, смеется над городничим.)Гоголь смеется над героями неодинаково, то есть герои делятся на инициаторов зла и подчинившихся злу.Над Осипом и над простыми людьми Гоголь смеется не зло. Он даже хочет показать, что чиновника хуже простого народа. Гоголь добродушно высмеивает глупое поведение Добчинского и Бобчинского, над Марьей Антоновной и Анной Андреевной смеется не так жестоко, как над городничим.)(К) Давайте вспомним основные черты этих персонажей. (Работа на узнавание персонажей по их характеристике.)(На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии:Аммос Фёдорович Ляпкин-ТяпкинАнтон Антонович Сквозник-ДмухановскийАртемий Филиппович ЗемляникаЛука Лукич ХлоповИван Кузьмич Шпекин.Иван Александрович Хлестаков

    Ребята выбирают карточки, на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристики того или иного чиновника. Задача каждого: найти «хозяина» художественной детали и прикрепить свой листок на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создаёт.
    Работа в паре.Слушают, записывают, выполняют задания, ведут вопросно-ответную беседу, работают в группах, по парам, индивидуально.
    4. Закрепление материала Загадка отгадка
  • 1.О ком из героев эти слова: «У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетает»? (О Ляпкине-Тяпкине)
  • 2.«Рожу такую скорчит, что хоть святых выноси» (городничий об учителях)
  • 3.Кому принадлежат эти слова? «Нет человека, который бы за собой не имел каких-либо грехов» (городничему) 4.Как звали Хлестакова? ( Иван Андреевич) 5.Что говорил Добчинский о глазах Хлестакова? ( «Такие быстрые, как зверьки, так в смущенье даже приводят») 6.Какова мораль чиновников? ( Обмануть ловко - доблесть, быть обманутым - нестерпимое оскорбление.)
    Ведут вопросно-ответную беседу,
    5. ОО и ОдОПредлагается заполнить листы самооценивания, взаимооценивания. Заполняют листы
    6. РефлексияСоставить синквейн к слову Комедия Смех

    Составляют предложение
    7.Последущее заданиеНаписать небольшое сочинение на тему: «Кого мы называем Хлестаковыми?».Запись в дневниках




    Материалды жүктеу (Скачать)
    Авторы:
    Таментаева Нургуль Каиргалиевна
    Жарияланған уақыты:
    2020-02-18
    Категория:
    Русская литература
    Бағыты:
    Ашық сабақ
    Сыныбы:
    10 сынып
    Тіркеу нөмері:
    № C-1582022508