Авторлық материал жариялағаныңыз
туралы сертификатты тегін алу үшін
+
Материал жариялау
БАҚ (СМИ) жариялаған соң номер беріліп қорғалады
Сертификатты (құжатты) тексеру

Социальный конструкционизм К. Гергена
Материал жайлы қысқаша түсінік: данная презентация будет полезна для преподавателей и студентов специальности психологии и других специальностей.
Материалды ашып қарау
Материалдың мәтіндері
1 бет
Социальный конструкционизм К. Гергена
Автор презентации:Белгибаева А.Е. преподаватель Высшего колледжа ВКГУ им.С.Аманжолова, магистр социальных наук

2 бет
В США заявку на построение принципиально новой парадиг­мы в социальной психологии сделал К. Герген. Его концепция укладывается в рамки весьма распространенного современного течения, известного под названием «постмодернизм». Не касаясь широкого смысла данного термина (включения его в анализ эко­номических, социальных и политических преобразований постин­дустриального общества), отметим, что одним из проявлений пост­модернизма как общей тенденции общественных наук в конце XX в., является заявка на новую перспективу в построении знания.
Условная дата, место возникновения и условия, повлиявшие на возникновение теории (предшествующие теории, социально-экономические условия)

3 бет
Главная мысль заключается в том, что существующая в прошлом реалистическая эпистемология делала чрезмерный акцент на том, что теории должны соответствовать реальному миру, в то время как задача заключается в том, чтобы теории начали «генерировать новые формы поведения» [Герген, 1995]. Это положение применя­ется к любой форме знания и соответственно к любым теориям. Особое содержание идея приобретает в случае приложения ее к социальным наукам и, в частности, к социальной психологии. Иногда говорят о том, что в социальную психологию проник «ви­рус постмодернизма» [Якимова, 1995]. Его проявлением явилась волна критики старых парадигм, все из которых, по мнению К. Гер­гена, основаны на позитивистской методологии. Вариант новой парадигмы предполагает прежде всего постмодернистский подход к социальному познанию. Конкретное воплощение этого подхода и есть социальный конструкционизм, который «был среди первых "школ" психологии, охватывающих постмодернистскую критику позитивистски-эмпирической науки и ее концепций истины и знания». Таким образом, социальный конструкционизм К. Гергена возникает в конце 1970-х годов в США.

4 бет
Кеннет Дж. Герген (Джерджен)  (род. 1935) — американский психолог. Сторонник теории социального конструкционизма. Профессор психологии (Gil and Frank Mustin Professor of Psychology) Свартморского колледжа (Колледжа Свартмора; Swarthmore College,Пенсильвания), профессор психологии (Affiliate Professor of Psychology) Университет Тилбурга (Тилбург, Нидерланды. Участвовал в создании в 1991 году Таосского института, Президент Совета Института. В значительной степени под его лидерством и интеллектуальным влиянием развивалась постмодернистская критика традиционных подходов в современной зарубежной социальной психологии и течение социального конструкционизма. Автор множества статей и 12 книг, последние из которых — The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life (1991), Therapy as Social Construction (1992, со-редактор S. McNamee) и Realities and Relationships: Soundings in Social Construction (1994).
Представитель (представители) теории:

5 бет
Член редколлегий журналов:«Теория и психология» (Theory and Psychology)«Качественные исследования»«Журнал конструктивистской психологии» (Journal of Constructivist Psychology)«Теория коммуникации»Вместе с женой Мери Джерджен издает газету «Positive Aging» (тираж более 12 тыс.). Брат — political strategist Дэвид Джерджен.«Социальная психология как история» — одна из его известнейших работ. В статье Герген утверждает, что законы и принципы социального взаимодействия являются изменчивыми на протяжении долгого времени, и что научное знание, созданное социальными психологами, фактически активно влияет на явления, которые описывает, вместо пассивного описания. Статья оказалась очень спорной, получив большое количество критики и поддержки от различных социальных психологов.

6 бет
Русская библиография1. Джерджен, К. Дж. Социальное конструирование и педагогическая практика / Пер. с английского А. М. Корбута // Образовательные практики: амплификация маргинальности: Сб. / Под ред. А. А. Забирко. – Мн.: Технопринт, 2000. – 184 с. — (Университет в перспективе развития).2. Джерджен, К. Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика. Сб. статей / Пер с англ. А. М. Корбута; под общ. ред. А. А. Полонникова. – Мн.: БГУ, 2003. – 232 с. ISBN 985-445-876-83. Джерджен, К. Дж. Движение социального конструкционизма в социальной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия / РАН. ИНИОН. Лаб. социологии; Отв. ред. М. П. Гапочка; Ред.-сост. Е. В. Якимова. — М.: ИНИОН, 1995. — (Социал. психология).4. Джерджен, К. Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии //.

7 бет
Новая эпистемология, пред­ложенная К. Гергеном базирует­ся на следующих принципах: Во-первых, выход за пределы типичного для психологии «дуа­лизма» S—О (субъект—объект) и базирование на альтернативной (неэмпирической) науке; Во-вторых, объединение экзогенной и эндогенной концепций знания. Экзогенная концепция, которая вос­ходит к философии Локка, Юма, Миллса, предполагает, что ис­точником знания является реальный мир, а эндогенная, опираю­щаяся на идеи Спинозы, Канта, Ницше, считает, что знание обус­ловлено внутренними процессами субъекта. Первая отождествляется в психологии с бихевиоризмом, вторая — с когнитивизмом.
Основные положения теории:

8 бет
Социальный конструкци­онизм включает это требование в ряд других, обеспечивающих значительно больший акцент вообще на социальной обусловлен­ности психологических феноменов. Для этого необходимо принимать в расчет следующие гипотезы: 1. Исходным пунктом всякого знания является сомнение в том, что окружающий мир есть нечто само собой разумею­щееся. Но если так, то любое объяснение этого мира может быть только конвенцией (соглашением). 2. Но в этом случае осмысление мира неизбежно становится результатом совместной деятельности людей, вступающих в определенные отношения, и слова, употребляемые для обозначения социальных процессов, имеют смысл лишь в контексте этих отношений (что означает включение в про­цесс познания исторических и культурных «воздействий»). 3. Распространенность той или иной формы понимания мира зависит от характера социальных процессов, и правило что чем считать не является чем-то застывшим, а устойчивость образов социальных объектов зависит от характера соци­альных изменений. 4. Но это означает, что описания и объяснения мира сами конституируют определенные формы социального действия и тем самым включаются в социальную деятельность [Gergen, 1994].

9 бет
Смысл новой парадигмы в том и состоит, что в исследовательской работе социального психолога должны быть осуществлены значительные изменения. Программу этих изменений составляют четыре задачи: 1) ин­теграция чистого и прикладного знания, которая мыслится как пре­одоление чрезвычайно узкого подхода в конкретном прикладном исследовании и, напротив, чрезмерно высоких, но часто весьма тривиальных абстракций академической психологии. (Изучение современных социальных вопросов необходимо с «использовани­ем наиболее общих концептуальных схем и научных методов».); 2) отказ от прогнозирования как краеугольного камня социально-психологической науки и переход к беспрецедентной ее роли «в качестве катализатора социальной восприимчивости и чувствитель­ности», что и отвечает идее конструкционизма. (Эта функция мо­жет быть реализована, например, при консультировании, когда социальный психолог призван облегчить адаптацию человека к новым, меняющимся условиям.); 3) разработка индикаторов пси­хосоциальных диспозиций, что означает перенос центра тяжести с изучения базовых социально-психологических процессов на анализ этих процессов как «психологических копий культурных норм», т.е. на выявление изменений психологических склонностей в связи с социальным поведением; 4) изучение стабильности поведения, что выводит социальную психологию на уровень сложных отношений с психофизиологией и психологией индивидуальных различий: неко­торые из социально-психологических склонностей, несмотря на их включенность в социальный контекст, в столь сильной степени за­висят от физиологических параметров, что возникает определенный континуум исторических длительностей, позволяющий дифференци­ровать социальные феномены по их «исторической стабильности».

10 бет
Социальный конструкционизм, выступающий альтернативой и бихевиоризму, и когнитивизму, предлагает расширить сферу критического анализа, который осуществляли по отношению друг к другу обе эти ориентации. По мнению Гергена, критика всегда была направлена лишь по горизонтали, т.е. по линии эмпиризм-рационализм. Это исключало выход за пределы одной — западной — индивидуалистической культуры. В связи с упомянутой глобализацией социального мира, с выдвижением на авансцену и иных культур, критика различных ориентации в социальной психологии должна осуществляться также и по вертикали, т.е. по линии Запад-Восток. Тогда возможными линиями сопоставления будут, например, такие: эмпиризм—буддизм или рационализм-синтоизм [Сегвеп, 1994, р. 10]. Основная мысль, проводимая в этом рассуждении, касается выхода социальной психологии за пределы традиции, сложившейся в достаточно узком контексте западной, преимущественно американской, культуры. Социальный конструкционизм включает это требование в ряд других, обеспечивающих значительно больший акцент вообще на социальной обусловленности психологических феноменов.
Структура теории, течения и перспективы

11 бет
Социальный конструкционизм подвергает ревизии основные понятия эпистемологии и философии социальных наук: знание, реальность, сущность, истина, объективность.

Материалды жүктеу (Скачать)
Авторы:
Белгибаева Алтынай Елемесовна
Жарияланған уақыты:
2019-06-12
Категория:
Психология
Бағыты:
Презентация
Сыныбы:
Басқа
Тіркеу нөмері:
№ C-1560359425
333
444
555
666
7
888
999