Авторлық материал жариялағаныңыз
туралы сертификатты тегін алу үшін
+
Материал жариялау
БАҚ (СМИ) жариялаған соң номер беріліп қорғалады
Сертификатты (құжатты) тексеру

Дизартрия
Материал жайлы қысқаша түсінік: логопед мамандарға
Материалды ашып қарау

















Реферат
на тему: Дизартрия










Выполнила: Логопед
Кадырова Д.А.











СОДЕРЖАНИЕ



Введение
1. Причины, симптомы и основные методы лечения дизартрии
2. Методики корректировки речевого дыхания при дизартрии
3. Упражнения для развития речевого дыхания
4. Коррекция речи при дизартрии
5. Артикуляционная гимнастика
6. Список литературы






































ВВЕДЕНИЕ

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи
при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,
они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи,
бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не
являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения,
требующие специального обучения.
Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также
нуждаются в специальной помощи. Во многих общеобразовательных детских
садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед
и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами
занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики,
обучают грамоте и математике.
Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах
при средних общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с
недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым
недоразвитием, заикающиеся дети. Коррекционная работа ведется параллельно
со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной
неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от
того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков
правильной речи.
При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских
учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная
ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном
интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым
запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае
очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны
понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной
форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в
коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в
играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние
общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на
достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает
вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их
неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется
отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.
Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что
выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической,
грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми
нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений,
трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук,
несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто
приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным
эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие,
вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций
зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не
фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными
замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в
обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше.
Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и
письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с
развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия,
ринолалия и различного типа дизартрии.
Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo
– членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное
недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и
подкорковых отделов мозга. При этом из–за ограничений подвижности органов
речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при
возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом
речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а
также и общее развитие речи.
Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный
контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение
состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты.
При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания
текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных
особенностей ребенка.
В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии
у детей, приводятся рекомендации учителей-логопедов, имеющих положительной
опыт коррекции этого тяжелого заболевания.




























ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
ДИЗАРТРИИ

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений
произношения является то, что в этом случае страдает не произношение
отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков
отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь
такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением;
голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания
нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или
замедленным.
Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные
факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности
(вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения
(затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца)
и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек:
менингит, менингоэнцефалит и др.).
Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме.
Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального
паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии
получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных
учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими
степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический
компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений
органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в
нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но
нечеткая.
Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих
сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание.
Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки,
требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может
самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек,
языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого
ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать
его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых
губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот
водой.
Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы,
шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не
добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя
специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала
крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При
этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить
руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже
застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения
шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.),
вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от
друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все
дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая
края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в
середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев
цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее
кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног,
затем непосредственно у себя на ногах.
Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических
упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с
началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному
такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут
четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно
удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на
левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной
ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока
он не научится это делать самостоятельно.
Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных
занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по
разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной),
исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны
речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные
навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и
использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего
достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом,
необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по
лечебной физкультуре.
Нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи (темпа,
ритма, модуляции, интонации), вызванные недостаточностью мышц
речевого аппарата (органические поражения головного мозга).
Причинами могут быть:
родовые травмы (черепно-мозговые травмы, кровоизлияния при затяжных или
стремительных родах, асфиксия при родах);
внутриутробные поражения плода вследствие хронических болезней матери,
заболеваний во время беременности (особенно вирусных), влияния химических
препаратов, и т.д. Особенно важны первые 3 месяца беременности, когда
закладываются основные системы.
заболевания ребенка (менингит, энцефалит), черепно-мозговые травмы.
Т.е. в результате действия комплекса причин происходит поражение коры
головного мозга на разных уровнях, это приводит к нарушению передачи
нервных импульсов из коры г.м. по всем уровням к мышцам арт. аппарата.
Следовательно - нарушение функционирования.
Симптомы:
Речевые:
- нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения
может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может
нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно,
искаженно, часто с носовым оттенком).
- нарушение просодики - темпа, ритма, модуляции, интонации.
- нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает
вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности
сформироваться правильному слуховому образу звука.
- нарушение грамматического строя речи.
Неречевые:
- нарушения двигательного аппарата (дизартрия всегда сопровождает
ДЦП).
- нарушение эмоционально-волевой сферы.
- нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление).
- нарушение познавательной деятельности.
- своеобразное формирование личности.
Классификация очень сложная и объемная. Детям в речевых садах чаще
всего ставят стертую форму дизартрии, она относительно простая по сравнению
с остальными, встречается чаще всех остальных форм. Корректируется все в
комплексе: дыхание, голосообразование, темп, ритм, произношение,
грамматика.
Дальше мы рассмотрим методики корректировки дыхания,
голосообразования, темпа, ритма, произношения, грамматики, мышления.









































МЕТОДИКИ КОРРЕКТИРОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ
ДИЗАРТРИИ

В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства
дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как
правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается
при эмоциональном напряжении.
Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во
время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого
высказывания. У дизартриков эта координация нередко нарушается даже в
процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартриков делают
недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения
интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко дизартрики (не только
дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.
При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется
регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления
плавности речи.
2.1. Дыхательная гимнастика
Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох
носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.
Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги,
голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают
общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в
кислороде.
Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом
через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее
тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также
раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая
обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.
Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр
воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем.
Она полезна всем и в любом возрасте.
В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится
очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно.

Упражнения для развития речевого дыхания
В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:
- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот,
другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через
нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной
клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же
произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки
принимает прежнее положение).
- Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды
воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
- Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе
произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
- Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу
- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь
постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха.
Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
- Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно
соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные
дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.
Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного
речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на
короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный,
ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный
период помогают сценки без слов. В это время логопед показывает детям
пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время
занятий больше говорит сам. В сценках без слов присутствуют элементы
пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать
основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих
представлений используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.),
звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже –
короткие предложения. В ходе работы поощряются собственные
фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.


































КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ


Артикуляционная гимнастика.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей
подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя
челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих
органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата
проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной
гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений
органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения
звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день
по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,
второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок
выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых
упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно
придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у
ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном
положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,
чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики
должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может
воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда
взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп
выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно
следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично
по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае
артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает,
движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании
положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что
он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять
движение. Лучше покажите ребенку его достижения (Видишь, язык уже научился
быть широким), подбодрить (Ничего, твой язычок обязательно научиться
подниматься кверху).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не
вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов
артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли
упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали.
Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и.
Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Как весёлые лягушки

Тянем губки прямо к ушкам.

Потянули - перестали.

И нисколько не устали!
Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося
звук у.
Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.
Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой.
Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение
выполняется ритмично, под счёт.
Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение
языка: кончик языка за верхними резцами; кончик языка за нижними резцами.
Двигается только язык, а не подбородок!
Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка
поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется
ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий,
расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10
сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой,
произнося при этом: пя-пя-пя.
Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта
узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение
выполняется ритмично, под счёт.
Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается
в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем
верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины
к кончику.
Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Скатываются зубки с горочки.
Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик
языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать
следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним
нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
В процессе логопедических занятий в психотерапевтических целях можно
использовать звукозаписывающую аппаратуру. При магнитофонном занятии с
последующей беседой логопеда у дизартриков повышается настроение,
появляется желание добиваться успехов в речевых занятиях, вырабатывается
уверенность в положительном исходе занятий, растет доверие к логопеду. На
первых магнитофонных занятиях материал для выступления отбирается и
тщательно репетируется.
Выработке навыков правильной речи способствует обучающие магнитофонные
занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы обратить внимание
пациента на темп и плавность его речи, звучность, выразительность,
грамматическую правильность фразы. После предварительных бесед о качествах
правильной речи, прослушивания соответствующих образцов речи, после
неоднократных репетиций дизартрик выступает перед микрофоном со своим
текстом в зависимости от этапа занятий. Задача - следить и управлять своим
поведением, темпом, плавностью, звучностью речи, не допускать
грамматических неправильностей в ней. Руководитель фиксирует в своей
тетради состояние речи и поведение пациента в момент выступления перед
микрофоном. Закончив выступление, дизартрик сам оценивает свою речь
(говорил тихо - громко, быстро - медленно, выразительно - монотонно и т.
д.). Затем, прослушав речь, записанную на магнитофонной пленке, пациент
вновь оценивает её. После этого логопед анализирует речь заикающегося, его
умение дать правильную оценку своей речи, выделяет положительное в его
выступлении, в поведении на занятии и подводит общий итог.
Вариантом обучающих магнитофонных занятий является подражание
выступлениям артистов, мастеров художественного слова. В этом случае
прослушивается художественное выступление, выучивается текст,
отрабатывается воспроизведение, записывается на магнитофонную пленку, а
затем сравнивается с оригиналом, констатируются сходства и различия.
Полезны сравнительные магнитофонные занятия, на которых дизартрику
предоставляется возможность сопоставить свою настоящую речь с той, что была
у него раньше. В начале курса речевых занятий при включенном микрофоне ему
задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для
описания их содержания и составления рассказа и пр. Магнитофонная пленка
фиксирует случаи судорог в речи: их место во фразе, частоту, длительность.
В последующем эта первая запись речи дизартрика служит мерилом успешности
проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи в
последующем.
По окончании логопедического курса логопед строит заключительную
беседу на материале последнего сравнительного магнитофонного занятия.
Используя его логопед советует заикающимся систематически наблюдать за
своей речью, ежедневно закреплять приобретенные на занятиях умения и
навыки.
Магнитофонные занятия рекомендуются проводить в тех случаях, когда у
пациента имеется фиксированность на своем дефекте и осознание своей
неправильной речи.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент
закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности
играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих
моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится
говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны
помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы
ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на
примере которой формируется его собственная речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается
насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских
праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди
других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива,
замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не
принимать участия в речевых играх.
Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что
речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно
заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в
процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными
уроками, а интересной игрой.
В данной работе и были отражены основные методы коррекции одного
из тяжелых речевых нарушений у детей - дизартрии.
На основании выше изложенного можно определить общую схему коррекции:
- Подготовительный этап. Нет собственно коррекции, идет подготовка к
постановке звуков.
формирование умения по опознанию и различению звука изолированно, в речевом
потоке и т.д.;
формирование артикуляторных умений и навыков, т.е. развитие мышц
артикуляторного аппарата. Проводится в виде артикуляционной гимнастики;
развитие дыхания, голоса.
- Формирование первичных произносительных умений и навыков
собственно постановка звука;
автоматизация (закрепление) изолированного произношения, в слоге, слове,
фразе, тексте, спонтанной речи;
дифференциация (различение звуков, близких по своим характеристикам).
- Формирование коммуникативных произносительных умений и навыков. Т.е.
знания, приобретенные у логопеда, должны активно использоваться в
повседневном общении.










Список литературы

1. Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.. Коррекция психологического развития
младших школьников на начальных этапах обучения. – Вопросы психологии, №
1, 1991.
2. Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная
школа. – 1987. – N 1.
3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-
развивающим занятиям. – М., 1994.
4. Волкова Л.С. Логопедия М.,1989
5. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
6. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у
младших школьников вспомогательной школы. – Дефектология, № 3, 1991.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи М., 1990
8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов М., 1991
9. Коваль В.В.. Коррекционные игры во вспомогательной школе. –
Дефектология, № 5, 1991.
10. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.
11. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.
12. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
13. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993
Материалды жүктеу (Скачать)
Авторы:
Кадырова Диана Ахметжановна
Жарияланған уақыты:
2019-09-07
Категория:
Логопед, дефектолог
Бағыты:
Баяндамалар, реферат
Сыныбы:
Басқа
Тіркеу нөмері:
№ C-1567849275
333
444
555
666
7
888
999