Авторлық материал жариялағаныңыз
туралы сертификатты тегін алу үшін
+
Материал жариялау
БАҚ (СМИ) жариялаған соң номер беріліп қорғалады
Сертификатты (құжатты) тексеру

Заикание
Материал жайлы қысқаша түсінік: Логопед мамандарға
Материалды ашып қарау











Реферат
на тему: Заикание










Выполнила: Логопед
Кадырова Д.А.









Содержание:

1. Сущность заикания
2. Симптомы заикания
3. Преодоление заикания
4. Массаж
5. Список литературы










































СУЩНОСТЬ ЗАИКАНИЯ

Заикание - не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.
Заикание - явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.
Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую механическую поломку звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.
Как же современная наука трактует этот феномен? Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза - логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.
Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса - возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает явление, которое И. П. Павлов образно назвал сшибкой. Образовавшийся в результате такой сшибки больной очаг изменяет взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие - позже. Темп и плавность речевых движений нарушается - голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и пролангированно (удлиненно) - пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.
В этой связи встает вопрос: Какие же факторы отрицательно влияют на нормальное протекание возбуждения и торможения? Причин несколько. Но главная из них - это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита), вяло текущая хроническая патология - ревматизм, воспаление легких и т. д.
Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности.
Мы назвали группу причин болезнетворного характера, но есть и другая группа - дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство.
Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.
Однако для проявления заикания недостаточно перечисленных факторов. Своего рода толчком, пусковым механизмом заикания служат такие раздражители, как испуг, конфликтные ситуации, тяжелые эмоциональные переживания. Отсюда становится понятным, почему дети чаще начинают заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на сильные раздражители, на грубый окрик и т. д.
Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, пожары, утопление, крик петуха, наказания, эмоциональные напряжения). И действительно, около 70 процентов случаев заикания связано с психическими травмами.
Могут возразить: Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются. Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию всецело зависит, как мы заметили, от ряда привходящих обстоятельств - состояния нервной системы в момент психического травмирования, силы травмирующего раздражителя и т. д.
Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей молодости, и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность. У маленьких детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Малыши легко возбуждаются, а возбуждение может приводить к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата - заиканию. У мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики ввиду их более активного образа жизни подвергаются более частым травмирующим возможностям. У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городских. В сельской местности меньше травмирующих факторов, там более спокойный и размеренный ритм жизни.


































СИМПТОМЫ ЗАИКАНИЯ

Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос - у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.
Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.
Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти чужеродные звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются а, э, вот, ну, и.
Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.
У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность. Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.
Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.
У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних - двигательное беспокойство и расторможенность, у других - угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обычно избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера - раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.
Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей - непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная. В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний - усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.
Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.
Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.












































ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАИКАНИЯ

Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям по преодолению заикания, нелишним будет напомнить о некоторых общих положениях. Первое, что должны сделать родители, - это посоветоваться с врачом-психоневрологом и логопедом, вместе с ними, исходя из особенностей личности ребенка, наметить и реализовать программу медико- педагогического воздействия.
В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, в котором видная роль отведена родителям. В чем его суть?
В структурном отношении он состоит из двух взаимосвязанных частей - лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной. Каждая из них, дополняя друг друга, преследует свои цели и задачи: лечебно-оздоровительная направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная - на выработку и закрепление правильных речевых навыков.
Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д.
Родителям крайне важно создать для малыша благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой. Не допускаются одергивания, окрики, наказания.
Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом режиме дня, рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. При этом большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.
В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок. Причем важно для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных - веселые, подвижные.
Родители должны уделять пристальное внимание питанию ребёнка - сделать его разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным. Заикающимся рекомендуется четырехразовое питание с постоянным временем приема пищи.
Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры - обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.
Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий. Коррекционно-воспитательные мероприятия направлены на нормализацию темпа, плавности и ритма речи, на выработку умения целенаправленно работать, активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.
Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.
Речевые занятия строятся в форме бесед, просмотра дидактических материалов, диафильмов, работы над поделками. На занятиях надо использовать книги, игрушки, настольные игры. При этом родители должны следить за речью детей, помогать им правильно высказывать мысль, не заостряя внимания на речевом дефекте.
Речевые занятия должны проводиться регулярно и в соответствии с принципом от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. От простейших ситуативных форм к развернутому высказыванию - таков путь преодоления заикания. Это очень нелегкая задача, и успех здесь сопутствует тем родителям, которых не останавливают первые неудачи. Обычно преодоление заикания у дошкольников в домашних условиях занимает 3-4 месяца. Все это время надо быть рядом с ребенком и прожить с ним все этапы перевоспитания речи. Никогда не теряйте надежды на исправление заикания. Помните: заикание - недуг устранимый.
Курс преодоления заикания условно подразделяют на три периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.
Подготовительный период. К этому периоду относятся лечебно-оздоровительные и охранительные мероприятия: посещение врача, логопеда, организация режима труда и отдыха. В это время нужно ограничить речевое общение заикающегося ребенка с другими детьми. Члены семьи должны тщательно следить за тем, чтобы их собственная речь была внятной, выразительной и неторопливой. Необходимо на каждый день составлять план работы с ребенком и делать пометки о ее выполнении. С ребенком проводят непринужденные беседы о том, что вместе (с мамой, папой) он будет учиться правильно и красиво говорить, рассказывать интересные сказки или рассказы. При этом проиграйте ребенку детскую пластинку или дайте прослушать магнитофонную запись сказок Теремок, Колобок, Три медведя и других. Настроить его на предстоящую речевую работу помогают игры, рисование, лепка. Занимайтесь воспитанием правильной речи во время прогулок и игр на свежем воздухе.
В подготовительный период организуются простые речевые занятия - три-четыре раза в день продолжительностью 10-15 минут каждое. Занятия лучше начинать с речевой зарядки. Ребенку предлагают считать до пяти, до десяти, а затем вслед за родителями произносить короткие фразы: Я учусь говорить медленно. Я учусь говорить громко.
Материалом для речевой зарядки могут служить отрывки из детских стихотворений. Цель речевой зарядки - настроить ребенка на предстоящее занятие, дать почувствовать, что он может правильно говорить. Важно при этом, чтобы в разговоре ребенок не напрягался, не приподнимал плечи, дышал бесшумно, спокойно.
После зарядки начинают речевые занятия, которые состоят из специальных упражнений, нормализующих речь. Речевые упражнения строятся в определенной последовательности - от простой формы речи к сложной.
Сопряженная речь - наиболее легкая для заикающихся детей. Ребенок с родителями одновременно называет предметы, изображенные на картинках, буквы алфавита, говорит короткие фразы (по картинкам), декламирует стихи. Методика занятий довольно проста. Рассматривая картинку, одновременно с ребенком плавно, не спеша проговаривайте: Это Мишка. Мишка купается. У Мишки большие лапы.
Можно взять любую игрушку и рассказать, из каких частей она состоит: Это кукла Лена. У Лены глазки, рот, нос. У Лены новое платье и белые туфли. Видя перед собой предметы, ребенок легче и увереннее выражает свою мысль.
Занятие можно закончить игрой в лото с картинками или чтением стихотворения. Как только ребенок свободно овладеет сопряженной речью, переходите к следующей форме речи.
Отраженная речь. Это более сложная форма, которая допускает рассказывание с опорой на предметы, картинки, игрушки. Родители произносят фразу, ребенок повторяет: У меня карандаш. Я рисую. Жила-была коза, и было у нее семеро козлят. С детьми желательно проговаривать Теремок, Колобок, рассказ М. Пришвина Храбрый ежик, стихи Зайка, Мишка. Со старшими дошкольниками нужно разучивать алфавит, а также следует обучать их грамоте по Азбуке.
В этот период вводятся упражнения на координацию слова с движением. Вместе с ребенком маршируйте по кругу: Научились мы считать: раз, два, три, четыре, пять. И так три раза. Или другое упражнение. Дайте ребенку мяч и каждый бросок мяча о пол сопровождайте счетом. Занятие заканчивается речевой настольной игрой. Например, можно приготовить любое предметное лото. Покажите ребенку картинку и спокойно произнесите: У меня белка. Затем вы только показываете картинку, а ребенок называет ее.
Таков схематичный план занятий по воспитанию отраженной формы речи, опираясь на который можно самим составлять последующие занятия.
В этот период разучите с ребенком стихотворение Н. Найденовой Весна. В качестве речевой зарядки используйте дни недели, месяцы, времена года. Если ребенок читает, подбирайте для него народные сказки, интересные стихотворения.
После двух-трех занятий ребенок сам начинает проявлять активность и уверенно повторяет текст, охотно играет, подбрасывает мяч вверх, ударяет о пол, стенку. Движение сопровождает словами. Особенно удобны для подобных упражнений считалки, прибаутки, загадки (их можно найти в журналах Веселые картинки, Мурзилка).
На этом подготовительный период заканчивается. Его продолжительность может быть разной в зависимости от успешности освоения сопряженно-отраженной формы речи. Свободное владение ими дает основание для перехода к следующему периоду - тренировочному. Нередки случаи, когда уже на начальном этапе отдельные формы заикания (особенно легкие) успешно преодолеваются. В профилактических целях занятия следует продолжить. Однако распорядок дня, щадящий режим должны оставаться прежними. Спустя месяц ребенка можно водить в детский сад.
Тренировочный период - это главный период в работе по устранению заикания. Его цель - освоение наиболее сложных форм речи на основе навыков, приобретенных в подготовительном периоде. Ребенок почувствовал, что может говорить свободно, уверенно, а поэтому последующие занятия не будут ему казаться чрезмерно трудными.
Тренировочный период начинается с освоения вопросно-ответной формы речи. Занятия строятся в форме беседы, игры, трудовой деятельности. В качестве дидактического материала служат картинки, игрушки, пластилин и т. д. Главное для родителей - уметь правильно поставить вопрос. В отличие от упражнений с отраженной речью ребенок при ответе на вопрос самостоятельно произносит одно слово. В дальнейшем ответы усложняются, и ребенок говорит самостоятельно 3-4 слова.




















МАССАЖ

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц.
Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.
Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, расположенных глубже в толще кожного покрова.
Самомассаж вызывает умеренное расширение кровеносных сосудов и оказывает благотворнее влияние на нервную систему.
При выраженном напряжении мышц артикуляционного аппарата (спастические состояния) нужно использовать приемы массажа, направленные на его расслабление.
Расслабление мышц шеи, лица и губ производится путем поверхностного поглаживания.

Рекомендации
♦ Кожа массируемых частей тела и руки должны быть чистыми.
♦ Все движения следует проводить по рекомендуемым направлениям.
♦ Массируемые мышцы должны быть расслаблены.
♦ Массаж делается медленно, плавно.
♦ Массаж следует комбинировать с миогимнастикой.
♦ Продолжительность массажа не должна превышать 2—3 минут в один прием.

♦ Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещения кожи.

♦ Каждое движение повторяется 4—6 раз.

♦ Массаж не рекомендуется проводить при респираторных заболеваниях, высокой температуре, высыпаниях на коже.



















Список литературы:

1. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-
физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих
заиканием // Дефектология. - 1978. - №1.
2. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998.
3. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. - М.:
Просвещение, 1977.
4. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. -
1974. - №7.
5. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Медицина, 1990.
6. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. -
М.: Медицина, 1997.
7. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой - - М.: Просвещение, 1995.
8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст):
Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми
проблемами в развитии. - М : ВЛАДОС, 1997.
9. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для
логопедов и родителей. - Казань: "Лиана", 1999.
10. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. - СПб.: ООО "СЛП", 1997.
11. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. -
М.: Просвещение, 1995.
12. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998.
13. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические
основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000.
14. Чевелева Н.А. К вопросу о заикании у детей // Дефектология. - 1977. -
№1.
15. Шкловский В.М. Заикание. - М., 1994.
Материалды жүктеу (Скачать)
Авторы:
Кадырова Диана Ахметжановна
Жарияланған уақыты:
2019-09-07
Категория:
Логопед, дефектолог
Бағыты:
Барлығы
Сыныбы:
Барлығы
Тіркеу нөмері:
№ C-1567849554
333
444
555
666
7
888
999