Авторлық материал жариялағаныңыз
туралы сертификатты тегін алу үшін
+
Материал жариялау
БАҚ (СМИ) жариялаған соң номер беріліп қорғалады
Сертификатты (құжатты) тексеру

А.М.Горький. Жизнь и литературная деятельность
Материал жайлы қысқаша түсінік: : Познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути М.Горького.умение понимать прочитанное и отвечать на вопросы, развитие памяти, объяснять заглавие произведения, пересказывать текст, используя авторскую лексику.
Материалды ашып қарау
Дата:                                                                                          Класс: 11  
Тема:  А.М.Горький. Жизнь и литературная деятельность
Цель урока: Познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути М.Горькогомение понимать прочитанное и отвечать на вопросы, развитие памяти, объяснять заглавие произведения, пересказывать текст, используя авторскую лексику.
Ожидаемый результат: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического характера


Деятельность учителяДеятельность обучающихсянаглядности
3 мин.I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Проводит психологическую игру «Шарики»Ученики осмысливают поставленную цель.Шарики
5 мин.II. Проверка домашней работы.С помощью метода «Поп-корн» учитель осуществляет проверку домашней работы.  Какие произведения М.Горького вы знаете, читали? («Детство», «Данко»).Какие наиболее яркие эпизоды автобиографической повести «Детство» вы запомнили?Какой подвиг и во имя чего совершил Данко?Какие факты биографии М.Горького вы узнали из урока о В.Г.Короленко.                        Викторина.  —  Сначала обратимся к вашему читательскому опыту. Я предлагаю вам ответить на вопросы викторины.ü  Горький — псевдоним писателя. Назовите его настоящую фамилию (А.М.Пешков)ü  Какие названия имел город, в котором родился М.Горький? Как он называется сейчас? (Н.Новгород — Горький — Н.Новгород).ü  Как звали деда Горького (Василий Каширин).ü  В каких произведениях рассказал Горький о своем детстве и юности? («Детство», «В людях», «Мои университеты»).ü  Какую роль в жизни Горького сыграл повар Смурый? (Повар Смурый пристрастил Алешу к чтению книг, когда он работал посудником на пароходе «Добрый»).ü  Чей этот портрет?«Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…» (дед Каширин).«Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошк, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь (бабушка Акулина Ивановна).ü  Кто из персонажей произведений Горького«… разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце», пылавшее «факелом великой любви к людям», и, «освещал им путь», «вывел людей из непроходимого леса». (Данко).«… понюхав табаку, начинала рассказывать «какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе». (Бабушка).«… перекрасил праздничную скатерть в синицвет и был за это высечен до потери сознания»? (Алеша).«… учил маленького Алешу Пешкова, как легче перенести розги? (Ваня Цыганок)?ü  Из какого произведения эти строки?«Вспоминая эти свинцовые мерзости русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит, ибо это живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день». («Детство»)Ученики отвечают на вопросы учителя.— 

20 мин.III. Новая темаПо методу «Ассоциативная карта»  изучают новый материал.Горький  Имя М.Горького (наст. Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936) известно всем. Горький – основоположник литературы социалистического реализма, литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. О его детстве и юности мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты». Работа с заголовком произведения. Вопрос о жанре. — Ребята, самостоятельно сформулируйте вопросы для анализа заглавия. Как много может рассказать о себе заглавие?(Почему песня? Почему о Соколе?)— Как давно зародился жанр песни, где берет начало? (В древности, берет начало в устном народном творчестве).— К какому роду литературы относится жанр песни? (К лирике, значит песня — лирическое произведение).— Какие песни различают в фольклоре? (Исторические и лирические)— Кого прославляли исторические песни? (Народных героев: «Ермак готовится к походу на Сибирь», «Степан Разин на Волге», «Пугачев в темнице» и др.).— Почему Горький определяет жанр произведения как «Песню…»? (Все в этом произведении подчинено идее прославления подвига во имя свободы. Песня хранит память о герое, помогает жить и верить).— Вот как рассказывает Горький в повести «В людях» о покоряющей силе народной песни. Поступив учеником в иконописную мастерскую, будущий писатель не раз слушал пение донского казака: «Когда он пел, мастерская признавала его своим владыкой; все тянулись к нему, следя за широкими взмахами его рук, — он разводил руками, точно собираясь лететь… У меня эти песни вызывали горячее чувство зависти к певцу, к его красивой власти над людьми; что-то жутко волнующее вливалось в сердце, расширяя его до боли, хотелось плакать и кричать поющим людям:— Я люблю вас!»— Почему было такое желание? (В песне выражается душа народа).— Кто еще из русских писателей обращался в своем творчестве к жанру песни? (М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»).— Какие фольклорные представления несет образ Сокола? (Сокол — любимый герой устной поэзии русского и других народов, олицетворение смелости, удали, страсти к свободе).— Кого называли Соколами в народных песнях? (Вольных людей).Горький рисовал героев «Песни…», следуя традициям устной народной поэзии, в этом вы убедитесь, анализируя на следующем уроке изобразительно-выразительные средства языка данного произведения.«…Они отличаются значительной величиной, большой силой, способностью необыкновенно скоро пролетать огромные пространства, а при нападении низвергаются с высоты так быстро, что глаз не в состоянии различать их фигуры», — так писал о кречетах «благороднейших членах семейства благородных соколов» известный зоолог, автор «Жизни животных» А.Брем.«По характеру своему они принадлежат к самым страшным хищникам, — добавляет он далее, — но человек прощает вред, причиняемый ими, ради того удивления, которое внушает ему вся жизнь этих птиц. Сила, ловкость, отвага, жажда охоты, благородный вид, почти можно сказать, благородство мыслей — вот постоянные свойства их, очевидные для каждого…»  (Альфред Брем). — Посмотрите на эти редчайшие кадры: белый кречет в природе (демонстрация фото).— Понятно, почему сокол стал символоммужества, бесстрашия, свободы?Словарь: Символ (греч.знак, опознавательная примета) —  в художественной литературе образ, отличающейся неисчерпаемой многозначностью своего содержания.— Однако «Песня о Соколе» обладает другим жанровым признаком — в ней присутствуют черты притчи.Словарь: Притча — жанр эпоса на основе иносказания, объясняющий какую-либо сложную философскую, социальную или этическую (нравственную) проблему на простых жизненных примерах. «Песня о Соколе» — это лиро-эпическое произведение.Демонстрируют свои знания. Выполняют упражнения. учебник   
10 мин.IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.Запишите задание для групп:1)      Повторить понятие «композиция  художественного произведения». Определить роль пейзажного обрамления в начале и конце «Песни»…2)      Найти метафоры, эпитеты в описании природы в начале и конце «Песни». Какова их роль?3)      Выписать из I ч. «Песни» афоризмы, характеризующие жизненную позицию Сокола и Ужа. Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания.

5 мин.V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммыа стикерах записывают свое мнение по поводу урока.фишки стикеры
 2 мин.VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.Записывают домашнюю работу в дневниках. 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихсяоценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями






рефлексия.были ли цели обучения реалистичными?Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?  Проводит рефлексию.-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Итоговая оценкаКакие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?1. 2.   1. 2.


Материалды жүктеу (Скачать)
Авторы:
Тогисова Гулина Орисбаевна
Жарияланған уақыты:
2019-08-30
Категория:
Русская литература
Бағыты:
Сабақ жоспары
Сыныбы:
11 сынып
Тіркеу нөмері:
№ C-1567192476
333
444
555
666
7
888
999